Москва, 24 марта 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2021) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют порядка 78%. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и др., как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.
Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности по итогам 2020 года составил 310,5 млрд рублей продемонстрировав рост к уровню 2019 года на 9,5% в сопоставимых ценах. Наиболее существенный вклад в увеличение объемов промпроизводства внесли те отрасли, которые работали на противодействие COVID-19 – фармацевтика, медицинская промышленность, производство средств защиты. Кроме того, многие производства оперативно переключились на выпуск продукции для соблюдения мер «коронавирусной» безопасности. Легкая промышленность начала поставлять маски и защитную одежду, высокотехнологичные предприятия занялись рециркуляторами и системами контроля температуры тела и так далее. В условиях пандемии предприятия промышленности оказались гораздо устойчивее организаций сферы услуг. Коронавирусная пандемия отразилась не только на экономической ситуации города, значительно пострадала сфера занятости – уровень безработицы составил рекордные для города 4,6%. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность официально зарегистрированных безработных составила 42,3 тыс. человек – это в 9,4 раза (на 38 тыс. человек) больше, чем на 01.01.2020.
Агентство отмечает высокую зависимость городского бюджета от трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2020 года составила 49,3%, что на 3,0 п. п. ниже уровня 2019 года. В структуре налоговых доходов в 2020 году наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 67,8% и земельный налог – 13,4%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика составила 1,6% в налоговых доходах. За 2020 год доходы бюджета муниципалитета выросли на 5,4% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты на 11,7%, а по ННД поступления снизились на 0,5%. Наибольшее снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по неналоговым доходам (-24,0%), налоговые доходы показали рост на 6,2%. Снижение поступлений по неналоговым доходам связано со значительным сокращением поступлений по арендной плате за землю и доходам от оказания платных услуг в детских образовательных организациях. Положительную динамику в структуре налоговых доходов поддержали налог на доходы физических лиц (+6,5%) и налог на имущество физических лиц (+14,4%). Снижение продемонстрировали акцизы (-13,0%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) (-12,7%) и земельный налог (-1,0%). Уменьшение поступлений по ЕНВД и земельному налогу обусловлено предоставлением отсрочки платежей 1 квартала и отмены платежей 2 квартала в соответствии с мерами поддержки наиболее пострадавшим отраслям в связи с пандемией коронавирусной инфекции. По акцизам поступления сократились в результате снижения с 01.01.2020 норматива отчислений от акцизов на нефтепродукты в Новосибирскую область на 8,3% и, соответственно, в бюджет города Новосибирска на 0,01%. В структуре безвозмездных поступлений рост наблюдается по всем видам трансфертов, наибольший сложился по дотациям (в 2019 году муниципалитет не получал дотации, в 2020 году город получил 2,6 млн рублей) и иным межбюджетным трансфертам (в 4,8 раза). Рост вызван увеличением финансовой помощи городу на устранение последствий коронавирусной пандемии и поддержку экономики.
Расходы города в 2020 году выросли на 2,5% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 35,4 млрд рублей (или 68,6% от всех расходов), что выше уровня 2019 года на 0,1%. В структуре расходов наибольшее увеличение наблюдается на охрану окружающей среды (+26,0%) и национальную экономику (+20,7%), что связано с ростом объема целевых субсидий из областного и федерального бюджетов на национальную экономику, повышением объема расходов администраций районов (округа) на организацию деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, утилизации отходов с несанкционированных мест их размещения. Наибольшее снижение расходов произошло по жилищно-коммунальному хозяйству (-18,4%), в результате уменьшения объема целевых субсидий из областного и федерального бюджетов, средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 12,1%.
Бюджет города традиционно исполняется с дефицитом, в 2020 году дефицит составил 0,5 млрд рублей или 1,9% ННД. По итогам 2021 года муниципалитет планирует исполнение бюджета также с дефицитом, который по прогнозам составит 0,8 млрд рублей или 3,0% ННД. Ликвидность муниципалитета поддерживается остатками средств на счетах и открытыми кредитными линиями, но бюджетный дисбаланс, прогнозируемый по итогам 2021 года, обусловит необходимость в дополнительном привлечении заемных средств на погашение дефицита бюджета.
Долговая нагрузка города находится на умеренно высоком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 90,6%, совокупные обязательства города на отчетную дату составили 22,9 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2021 сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляет 54,2%, банковские кредиты формируют 36,1% всех обязательств, бюджетные кредиты – 9,7%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с отчетной даты погашению подлежит 13,3% совокупного долга. Для города характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 6,1%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 51,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,6 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.10.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.