Рейтинговые действия, 05.03.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+ и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 марта 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года на фоне кризисных явлений вызванных коронавирусной инфекцией и падением объемов добычи и цен на нефть было нивелировано поддержкой федерального центра, что позволило сохранить долговую нагрузку на комфортном уровне и не просесть финансовым показателям до критических значений.  

Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2020 год, по оценке региона, составила 78,8%.

Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2020 год, по оценке региона, составил 312,1 млрд рублей, что на 9,8% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах, в связи с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. По итогам 2021 года, при благоприятных условиях развития, ожидается рост ВРП до 337,0 млрд рублей. По ВРП на душу населения регион находится на первом месте среди субъектов РФ. По расчетам агентства, он в 2020 году составил 7,1 млн рублей, что на 3,3% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Высокое значение данного показателя обусловлено низкой численностью населения. Численность населения, по предварительным данным, на 01.01.2021 составила 44,3 тыс. человек. Динамика численности населения в течение последних 7 лет носит положительный характер, численность увеличилась почти на 1 тыс. человек. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2020 года оценивается на уровне 87,9 млрд рублей, что на 3,4% ниже, чем в 2019 году в действующих ценах. Снижение показателя обусловлено спадом инвестиционной активности предприятий нефтегазовой отрасли на фоне кризисных явлений, формирующих основной объем инвестиций в экономике округа (более 90%). Среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три периода традиционно демонстрирует высокие значения и за 2018-2020 гг. составило 28,2%. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень безработицы, который по итогам 2020 года, по предварительным данным, составил 9,1% и коэффициент демографической нагрузки, сложившийся, по предварительным данным, на 01.01.2021 на уровне 0,772. 

Округ всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%), что позитивно отражалось на рейтинговой оценке. По итогам 2020 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета составила 62,7%, что на 20,7 п. п. ниже уровня 2019 года Такое значительное снижение доли связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией и снижением цен на нефть. По состоянию на 01.01.2021 доходы бюджета региона снизились на 4,1% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 27,8%, а трансферты продемонстрировали рост в 2,2 раза. В структуре ННД налоговые доходы снизились на 11,6%, а неналоговые на 51,4%. В составе налоговых доходов наибольшее снижение показал налог на прибыль организаций (-51,6%), что вызвано снижением поступлений по крупнейшим налогоплательщикам, осуществляющим добычу нефти и газа на территории округа, по причине снижения объемов добычи и реализации нефти, цены на нефть и продуктов ее переработки, влияющих на финансовый результат предприятий. В 2021 году регион прогнозирует по данному налогу рост почти в 2 раза по сравнению с 2020 годом, но уровень 2019 и 2018 годов не будет достигнут и поступления по налогу составят всего 94,3% и 97,1% от поступлений в 2019 и 2018 годах соответственно, что связано с влиянием кризисных явлений 2020 года. Неналоговые доходы просели в связи с уменьшением доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение», что обусловлено уменьшением объемов добычи углеводородов при выполнении СРП, ростом возмещаемых затрат по проекту и динамикой цен на углеводородное сырье. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в 6,4 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,9 раза). Это связано с увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. Доходная часть бюджета округа по-прежнему подвержена рискам в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – на долю которого приходится 21,8% налоговых доходов бюджета региона.

Расходы региона в 2020 году выросли на 3,1% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 11,1 млрд рублей, что ниже уровня 2019 года на 5,2%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах окружного бюджета снизился на 4,2 п. п. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по поддержке экономики, борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (на 33,5%) в 2020 году произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 7,7 п. п. Значительное снижение наблюдается по образованию, удельный вес сократился на 3,5 п. п.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом 1,5 млрд рублей или 10,7% ННД. Основными источниками покрытия сложившегося дефицита стали остатки средств на счетах и бюджетный кредит, привлеченный в конце года на полугодовой срок. Несмотря на бюджетный дисбаланс, профиль финансовой устойчивости региона оценивается довольно высоко, покрытие образовавшегося разрыва не оказало существенного влияния кредитоспособности региона. По итогам 2021 года прогнозируется исполнение бюджета также с дефицитом в 2,3 млрд рублей, покрытие которого будет произведено за счет кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ.

По состоянию на 01.01.2021 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств составил 2,3 млрд рублей, долговая нагрузка 16,7% ННД. Небольшой объем долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2020 году составило 0,9% ННД. Регион имеет открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 21,9 млрд рублей, объем расходов – 23,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023