Рейтинговые действия, 22.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Хабаровского края на уровне ruВВВ и изменил прогноз на позитивный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Хабаровского края на уровне ruВВВ. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на позитивный.

Изменение прогноза по рейтингу на позитивный обусловлено ожиданиями агентства по улучшению ряда показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2021 года, связанных, в том числе с поддержкой федерального центра, выразившейся предоставлением региону бюджетного кредита на замещение долговых обязательств по рыночным заимствованиям.

Хабаровский край (далее - регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока, ключевыми секторами экономики выступают транспортно-логистический комплекс, торговля и государственное управление.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, за 2020 год (далее – отчетный год) составил 833,1 млрд рублей, что на 0,4% ниже уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 935,3 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 100,5%, что на 2,6 п. п. выше среднероссийского уровня. За 10 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 104,4% к уровню января-октября 2020 года, который был поддержан увеличением добычи полезных ископаемых (+9,4%) в связи с ростом добычи угля, металлических руд и прочих полезных ископаемых; увеличением производства в таких отраслях как обрабатывающие производства (+2,8%) за счет увеличения производства резиновых и пластмассовых изделий, обработки древесины и производства из дерева и пробки, производства кокса и нефтепродуктов; обеспечение электрической энергией (+0,1%). По итогам года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 103,5%.

Показатели благосостояния по итогам 2020 года находились на высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил, по расчетам агентства, 636,7 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,0%. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение уровня безработицы до 3,8%. Коэффициент демографической нагрузки находился на умеренно низком уровне – 0,720, что также оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Давление на рейтинговую оценку оказала негативная динамика численности населения. За последние три года численность населения сократилась на 2,0% и составила 1301,1 тыс. человек на 01.01.2021 (далее – отчетная дата). Неблагоприятные тенденции в динамике численности края обусловлены естественной убылью и миграционным оттоком. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за отчетный год составил 211,6 млрд рублей, что на треть выше уровня 2019 года в действующих ценах. По оценке региона, в 2021 году внебюджетные инвестиции прирастут на 6,4% и составят 225,3 млрд рублей. Рост внебюджетных инвестиций обеспечен вступлением крупных инвестиционных проектов в активную фазу реализации (строительство горно-обогатительных комбинатов на месторождениях «Малмыжское», «Чульбаткан», строительство завода по производству сжиженного природного газа в районе порта Де-Кастри, расширение перегрузочных мощностей для угля в портах Ванино, Советская Гавань). Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три года составило 20,7%. На территории края действуют территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск», режим свободного порта Владивосток, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах краевого бюджета составила 61,6%, что на 10,3 п. п. ниже уровня 2019 года в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2021 года ожидается рост доли ННД до 64,9%, но допандемийного уровня еще не достигнет (в 2019 году доля ННД составляла 71,9%). За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 15,2% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,6 раза, ННД снизились на 1,3%. Диверсификация налоговой базы оценивается на высоком уровне, по данным региона, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 5,0% налоговых поступлений в 2020 году (на долю 12 крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,0% налоговых доходов регионального бюджета). За 10 месяцев текущего года доходы бюджета выросли на 13,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 22,1%. В структуре налоговых доходов наблюдается прирост по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшее увеличение продемонстрировал налог на прибыль (+54,2%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+52,9%). Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен увеличением поступлений от организаций консолидированных групп налогоплательщиков, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения – ростом количества организаций, применяющих данный налоговый режим. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в краевой бюджет в размере 88,9 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 12,7%. Несмотря на положительную динамику налоговых поступлений, акцизы по подакцизным товарам не восстановятся до уровня допандемийного года (-3,7% к 2019 году).

Расходы субъекта в 2020 году выросли на 15,8% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 86,5 млрд рублей, что формировало 65,3% всех расходов региона. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 11,2%, что поддержало гибкость бюджета. По итогам 10 месяцев текущего года расходы выросли на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 104,5 млрд рублей. Социальные расходы составили 72,6 млрд рублей, продемонстрировав рост (+7,1%) к уровню января-октября 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета продемонстрировал рост на 2,3 п. п.в связи с ростом расходов на образование (+10,1%) вызванных увеличением расходов по общему образованию и молодежной политике и снижением расходов на национальную экономику (-13,0%) в связи с сокращением расходов на общеэкономические вопросы, сельское хозяйство и рыболовство, а также дорожное хозяйство. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 144,6 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 9,2%.

Региональный бюджет традиционно исполняется с дефицитом. В 2020 году дефицит бюджета составил 4,3 млрд рублей или 5,5% ННД, который был покрыт за счет бюджетного кредита. По итогам 2021 года дефицит прогнозируется на уровне 7,5 млрд рублей или 8,4% ННД. Дефицит планируется покрыть за счет кредитов коммерческих банков, а также использования остатков средств на едином счете региона.

Долговая нагрузка региона на отчетную дату оценивается как умеренно низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 54,8 млрд рублей, что на 5,5% выше, чем на 01.01.2020; долговая нагрузка в отчетном году приросла на 4,5 п. п. и составила 69,4%. По итогам 2021 года ожидается рост государственного долга до 60,9 млрд рублей, долговая нагрузка снизится на 0,9 п. п в связи с прогнозируемым ростом поступлений по ННД. Портфель долга на 01.01.2021 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 64,9%, бюджетных кредитов – 27,5%, облигаций – 7,4%, государственных гарантий – 0,2%. По итогам 2021 года структура долгового портфеля изменится, доля бюджетных кредитов составит порядка 51,0%, доля банковских – 42,0%, облигаций – 6,5%, государственных гарантий – 0,5%. В 2021 году регионом был получен бюджетный кредит на рефинансирование коммерческого долга в размере 16,6 млрд рублей, из которого 0,5 млрд рублей было предоставлено местным бюджетам, 16,1 млрд рублей направлено на замещение задолженности по рыночным заимствованиям края, что позволило удлинить долговой портфель и смягчить риски рефинансирования. Объем долговых обязательств к погашению в краткосрочном и среднесрочном периоде снизился с более 75,0% до порядка 35,0%. Доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.11.2021 находится на умеренно высоком уровне и составляет 32,0% от совокупного долга региона. Преобладание в долговом портфеле в 2020 году банковских кредитов способствовало умеренно высоким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 4,1%. По итогам 2021 года ожидается снижение стоимости фондирования в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 128,1 млрд рублей, объем расходов – 132,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023