Рейтинговые действия, 20.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг компании «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «ЛайфСтрим» (далее – компания) специализируется на построении инфраструктурных решений для компаний телекоммуникационной отрасли в России и ближнем зарубежье (Казахстан, Беларусь, Киргизия). Компания заключает долгосрочные договоры с правообладателями телевизионных каналов и онлайн-кинотеатрами, предоставляя доступ к агрегированному набору контента малым и средним операторам широкополосного доступа в интернет (далее – ШПД). Доставка контента происходит на базе собственной платформы компании, которая представляет из себя единую систему, состоящую из серверной части (административная панель, аналитика и API - application programming interface), видео-инфраструктуры (транскодинг, DVR – Digital Video Recorder, CDN) и клиентских приложений (нативные приложения, Smart TV, Web, Apple TV). Компания обладает собственной сетью CDN (Content Delivery Network) для доставки высококачественного видеосигнала до конечного абонента по всей России при минимальных затратах на интернет-трафик.

Компания представлена в трех бизнес-сегментах. Основным является «Смотрёшка» (b2b2c) – комплексное решение для операторов, состоящее из технической инфраструктуры и видео-контента (платное телевидение и онлайн-кинотеатры). На долю данного сегмента пришлось более половины общей выручки компании за период 30.09.2021LTM (далее – отчетный период). Услуга предоставляется независимым операторам ШПД, не обладающим собственным качественным продуктом в части платного телевидения. Второе направление – White Label (b2b) – предполагает аренду платформы компании по модели PaaS, когда контент и брендирование, как правило, обеспечивается самим оператором. Клиентами по данной модели являются относительно крупные операторы ШПД, мобильные операторы и другие игроки медиарынка, заинтересованные в быстром запуске видеосервиса под собственным брендом. Доля сегмента White Label в отчетном периоде составила 28%. Третье направление – продажа конечных устройств (ТВ-приставок) собственного производства абонентам операторов первых двух бизнес-моделей. Все три направления обеспечивают компании высокую степень вертикальной интеграции по всей цепочке предоставления услуги, при этом бизнес сбалансирован по EBITDA.

Агентство оценивает бизнес-профиль компании как умеренный. Телекоммуникационная отрасль в целом является устойчивой и практически не подвержена внешнеэкономическим шокам, так как предоставляет абонентам базовую услугу. Большая часть российских абонентов на рынках ШПД и платного телевидения обслуживается пятью крупнейшими операторами, что характеризует эти рынки как умеренно концентрированные и свидетельствует о достаточно высоких барьерах для входа на эти рынки в федеральных масштабах. При этом выручка компании генерируется за счет предоставления услуг операторам ШПД, не входящим в топ-5 по России, что сдерживает итоговую оценку риск-профиля.

По модели «Смотрёшка» компания оперирует на рынке независимых операторов ШПД, который составляет около 30% всего рынка ШПД, что сопоставимо с абонентской базой крупнейшего оператора ШПД в России. Компания является лидером рынка сервиса интерактивного телевидения и онлайн-кинотеатров для независимых операторов ШПД и оказывает услуги своим партнерам на их абонентской базе, которая исчисляется несколькими миллионами абонентов. По итогам отчетного периода количество активных пользователей сервиса компании увеличилось приблизительно на 20%, однако по состоянию на ноябрь 2021 года проникновение услуги компании в базу данных абонентов составило около 9% при среднерыночном показателе на уровне 40%, что свидетельствует, с одной стороны, о высоком потенциале роста, с другой – о невысоких текущих рыночных позициях в отрасли по ключевому направлению деятельности. По модели White Label рост базы активных пользователей за отчетный период составил 12%. При этом совокупное количество абонентов на платформе в России и прочих странах СНГ, включая trial- и freemium-подписки за отчетный период увеличилось почти на 50%, что говорит о существенном потенциале наращивания базы активных пользователей за счет ожидаемого более глубокого проникновения предоставляемой услуги в базу имеющихся партнеров-операторов по модели White Label.

Агентство не видит высоких рисков в зависимости бизнеса Компании от контента и оценивает уровень непосредственной конкуренции компании с онлайн-кинотеатрами как низкий. Это объясняется выстроенными долгосрочными взаимоотношениями с правообладателями, а также тем, что в настоящее время онлайн-кинотеатры не заинтересованы в смене фокуса деятельности с рынка b2c на рынок b2b.

Агентством позитивно оцениваются как перспективы расширения базы абонентов внутри действующих партнерских отношений с операторами, так и перспективы привлечения новых операторов. По мнению агентства, бизнес-модель компании является устойчивой, так как сервис глубоко интегрирован в ключевую деятельность операторов ШПД. При этом риск создания операторами собственного подобного сервиса оценивается как минимальный, так как требует значительных финансовых вложений и экспертизы при ограниченной масштабируемости услуги. Интеграция в биллинги операторов ШПД способствует удержанию абонентов, так как пакетирование обычно предусматривает предоставление интернет-соединения и платных видеосервисов как комплексной услуги, оплачиваемой с единого лицевого счета абонента. Также существенная часть абонентской базы пользуется сервисом на ТВ-приставках, выпущенных и обслуживаемых компанией. Тем не менее, по масштабам деятельности ЛайфСтрим существенно уступает своим косвенным конкурентам – крупнейшим операторам ШПД, обладающим собственной технической инфраструктурой и постоянно развивающим новые сервисы и услуги, что создает риск вытеснения с рынка малых и средних операторов ШПД. Учитывая вышеуказанные факторы, агентство оценивает конкурентные позиции компании как средние.

Стратегия компании, направленная на рост проникновения в базу абонентов операторов-партнеров и привлечение новых операторов, а также активизация продаж собственных абонентских устройств, позволила нарастить выручку по итогам отчетного периода на 47% до 1,2 млрд руб. В 2021 году компания увеличила количество кинотеатров в сервисе «Смотрёшка» и партнерских сервисах до семи и запустила линейку новых премиальных каналов. EBITDA увеличилась на 11% за период 30.09.2021LTM и по расчетам агентства составила 0,2 млрд руб. Агентство отмечает снижение рентабельности по показателю EBITDA в отчетном периоде до 17% на фоне наращивания объемов продаж ТВ-приставок, являющихся менее маржинальным сегментом относительно «Смотрёшки» и White Label, при этом обеспечивающим активное привлечение новых абонентов. В течение 12 месяцев от отчетной даты возможно замедление темпов роста EBITDA в результате планируемого увеличения затрат на персонал, техническое обеспечение и маркетинг. На горизонте двух лет от отчетной даты агентство ожидает восстановление показателей маржинальности бизнеса в условиях наращивания клиентской базы при достаточно высокой доле постоянных затрат.

Уровень долговой нагрузки компании оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Исторически компания использовала преимущественно собственные средства для развития бизнеса, в связи с чем отношение долга к EBITDA находилось на относительно низком уровне: отношение долга на 30.09.2020 к EBITDA за 30.09.2020LTM составило 1,1х. Для расширения бизнеса в 2021 году компания разместила дебютный облигационный займ на 300 млн руб. с погашением в 2024 году, а также привлекла дополнительное оборотное банковское финансирование, в результате чего отношение долга на 30.09.2021 (далее – отчетная дата) к EBITDA за отчетный период увеличилось до 2,4х при запланированном ранее уровне не выше 2,0х. Привлеченные средства были направлены на финансирование закупок и разработку софта для сегмента ТВ-приставок. В результате привлечения дополнительного финансирования отношение EBITDA к процентным платежам по расчетам агентства снизилось до 4,7х, и вероятность дальнейшего снижения процентного покрытия в среднесрочной перспективе незначительно сдерживает рейтинговую оценку.

Агентство оценивает прогнозную ликвидность компании на среднем уровне. По расчетам агентства на горизонте 12 месяцев от отчетной даты поддерживающие капитальные затраты, расходы на уплату процентов и погашение долга компания сможет обслуживать за счет свободного денежного потока, а открытые кредитные линии покрывают потребности в оборотном капитале и капитальных затратах на развитие. Агентство позитивно оценивает срочность долгового портфеля в результате привлечения долгосрочного облигационного займа. Это способствовало формированию комфортного графика погашения задолженности, пиковые выплаты по долговым обязательствам отсутствуют до 2024 года. В то же время агентство продолжает отмечать низкую диверсификацию источников фондирования и наличие выданных займов связанным сторонам, что сдерживает итоговую оценку ликвидности.

Блок корпоративных рисков оказывает умеренно-позитивное влияние на уровень рейтинга ввиду прозрачной структуры собственности, высокого уровня стратегического обеспечения и умеренно-высокой оценки качества риск-менеджмента. Оценка информационной транспарентности компании улучшилась ввиду размещения отчетности в открытом доступе и публикации компанией анализа результатов деятельности на ежеквартальной основе, при этом общая оценка сдерживается тем, что компания не подготавливает отчетность по МСФО. Общепринятые стандарты корпоративного управления на данный момент находятся в стадии активного формирования, что также сдерживает итоговую оценку блока корпоративных рисков.

По данным отчетности РСБУ выручка компании за 9 месяцев 2021 года составила 844,9 млн руб., чистая прибыль – 21,7 млн руб., активы компании на 30.09.2021 составили 697,6 млн руб., собственный капитал – 99,6 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ЛайфСтрим» был впервые опубликован 23.12.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ЛайфСтрим», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ЛайфСтрим» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ЛайфСтрим» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023