Рейтинговые действия, 16.12.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Нижегородской области на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный. 

Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 76,6 тыс. кв. км, административный центр – г. Нижний Новгород. Регион является одним из крупнейших индустриальных центров России и характеризуется диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% меньше, чем в 2019 году. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,7 трлн рублей, в первую очередь за счёт восстановления потребительской активности, которая в 2020 году значительно пострадала. В отчётном году введение ограничительных мер из-за коронавирусной пандемии, закрытие границ и очередная дестабилизация на мировом нефтяном рынке с сопутствующим ростом курса доллара замедлили экономическое развитие региона. Индекс промышленного производства в 2020 году составил 93,4% к 2019 году, падение в первую очередь было вызвано спадом в ключевой отрасли региона, обрабатывающей промышленности, где индекс производства снизился на 7,2%. Оборот розничной торговли в отчётном году также уменьшился на 7,1% к уровню 2019 года. В 2021 году наблюдается активное восстановление экономики региона после последствий от введения ограничительных мер, связанных с пандемией. За период январь-октябрь 2021 года индекс промышленного производства составил 113,5% к соответствующему периоду 2020 года, индекс в обрабатывающих производствах – 112,7%. По оценке региона, по итогам текущего года индекс промышленного производства составит 108,1% к уровню отчётного года, по обрабатывающим производствам – 108,0%.

Показатели благосостояния региона находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения в 2020 году, по расчётам агентства, составил 500,0 тыс. рублей, снизившись на 1,1% к уровню 2019 года, уровень общей безработицы (по методологии МОТ) составил 4,6%, что на 0,5 п. п. выше уровня 2019 года, но при этом на 1,2 п. п. ниже среднероссийского. По итогам 2021 года в результате ослабления кризисных явлений на фоне коронавирусной пандемии ожидается снижение уровня безработицы до 4,3%.

Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. Численность населения региона на 01.01.2021 (далее – отчётная дата) составила 3176,6 тыс. человек, сократившись за последние три года на 58,2 тыс. человек. Основной причиной является естественная и миграционная убыль. Коэффициент естественной убыли населения изменился с 5,6 на 1000 человек в 2019 до 8,6 в 2020 году. Коэффициент демографической нагрузки, по последним данным региона, составил 0,813 на 01.01.2021.

По итогам 2020 года инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составили 338,5 млрд рублей, что на 31,0% выше уровня 2019 года в действующих ценах. Наибольший рост инвестиций наблюдался в производстве нефтепродуктов, лекарственных средств, металлургическом производстве, строительстве. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило в среднем 17,4%, что оценивается агентством сдержанно. По итогам 2021 года объём внебюджетных инвестиций прогнозируется на уровне 367,5 млрд рублей. Положительная динамика показателя обеспечивается ростом инвестиций в сельском хозяйстве, торговле, транспортировке и хранении, а также обрабатывающих производствах (строительство электрометаллургического комплекса, нефтеперерабатывающего комплекса, создание производства бесшовных труб; развитие дивизиона нефтегазопроводных труб и пр.).

Регион характеризовался высокой бюджетной обеспеченностью до 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона с 2015 по 2019 год не опускалась ниже 80%, и лишь в 2020 году на фоне коронакризиса произошло её снижение до 67,9%. Уменьшение доли ННД объясняется ростом трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Агентство отмечает кратковременный характер данного изменения, по итогам 2021 года регион прогнозирует увеличение доли ННД до 72,7%.  ННД регионального бюджета за 2020 год снизились по сравнению с 2019 годом на 1,6% и составили 143,8 млрд рублей, или 102% утвержденного годового прогноза на 2020 год.

По итогам 10 месяцев 2021 года ННД выросли на 24,9% к сопоставимому периоду 2020 года. Доходы от бюджетообразующих налогов за указанный период – налога на прибыль организаций, НДФЛ, акцизов, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и налога на имущество организаций – увеличились на 44,0%, 11,0%, 18,1%, 24,4% и 12,6% соответственно по сравнению с аналогичным периодом отчётного года, а также в большинстве своём превысили соответствующие значения за январь-октябрь докризисного 2019 года. Рост указанных налоговых поступлений связан прежде всего с постепенным восстановлением экономической активности после пандемии. На увеличение НДФЛ повлиял рост фонда оплаты труда в организациях и учреждениях области. Рост акцизов на нефтепродукты связан с увеличением нормативов распределения указанных акцизов в бюджеты субъектов РФ, на ликёроводочные изделия – с увеличением объёма производства и реализации пива, а также ростом налоговых ставок акцизов. По УСН – увеличением количества налогоплательщиков в 2021 году. Дополнительные поступления налога на имущество организаций обеспечены за счёт ввода новых объектов недвижимого имущества, а также уплаты налога крупным налогоплательщиком по акту проверки. По данным региона, на 1 декабря 2021 года поступления ННД составили 160,2 млрд рублей, или 125,4% к поступлениям за аналогичный период 2020 года и 98,6% к уточнённому годовому плану на 2021 год. Исполнение плана по ННД за 2021 год прогнозируется с превышением.

В 2020 году расходы бюджета выросли на 25% по сравнению с 2019 годом и составили 224,4 млрд рублей. Почти две трети общего объёма бюджетных средств – это расходы на социальное развитие. Их величина в отчётном году составила 140,3 млрд рублей, что на 26,6% больше предшествующего года. Основными причинами их увеличения явилось финансирование мероприятий по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19, рост социальных выплат гражданам с детьми, малоимущим гражданам и семьям, безработным и иным категориям лиц. За 10 месяцев 2021 года расходы регионального бюджета выросли на 12,6% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 118,4 млрд рублей, что на 10,4% выше 10 месяцев 2020 года. Доля расходов на социальные сферы в общих расходах областного бюджета практически не изменилась. По итогам 2021 года ожидается увеличение расходов на 8,1%.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом. По итогам 2020 года бюджет был исполнен с дефицитом в размере 12,6 млрд рублей или 8,7% ННД, который был покрыт за счёт изменения остатков на едином счёте бюджета, возврата бюджетных кредитов, ранее предоставленных муниципальным образованиям, и заимствований (кредиты коммерческих банков, бюджетные кредиты и выпуск ценных бумаг). Исполнение бюджета в 2021 году прогнозируется с дефицитом в размере 24,6 млрд рублей или около 16% ННД. Источниками покрытия дефицита будут служить остатки средств на счетах областного бюджета, облигационные займы и банковские кредиты.

Уровень долговой нагрузки региона оценивается агентством как невысокий. По состоянию на 01.01.2021 долг региона составил 85,5 млрд рублей или 59,5% к ННД за предыдущие 12 месяцев. По прогнозным данным, долг на 01.01.2022 увеличится на 23,6% до 105,7 млрд рублей, что повлечёт за собой рост долговой нагрузки до 67,3%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает низкая диверсификация долгового портфеля. Долговой портфель на отчётную дату был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 48,5%, бюджетных кредитов – 33,5%, банковских кредитов – 17,8%, государственных гарантий – 0,2%. По итогам 2021 года ожидается изменение структуры долга в результате замещения части коммерческого долга бюджетными кредитами на сумму 20,7 млрд рублей, получения бюджетного кредита на погашение долговых обязательств по коммерческим кредитам муниципальных образований на сумму 6,0 млрд рублей и инфраструктурного бюджетного кредита в размере 1 млрд рублей: доля банковских кредитов снизится до 1,0%, облигационных займов до 46,8%, а бюджетных кредитов поднимется до 52,0%.  

Агентство позитивно оценивает невысокую долю краткосрочного долга. Доля заимствований, подлежащих погашению в течение 12 месяцев с 01.10.2021, составляет 10,0% от совокупного долга. Стоимость обслуживания долговых обязательств оценивается агентством как умеренно низкая. Расходы по обслуживанию долга к ННД в 2020 году составили 2,6% (3,7 млрд рублей в абсолютном выражении). По итогам 2021 года ожидается снижение стоимости фондирования в связи с увеличением доли бюджетных кредитов в долговом портфеле. Достаточная ликвидность бюджета обеспечивается наличием у региона остатков средств на счетах, доступом к краткосрочным казначейским кредитам и открытым кредитным линиям.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 211,9 млрд рублей, объем расходов – 224,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023