Москва, 13 декабря 2021 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область – индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство, торговля и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: по оценке региона, объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил 849,2 млрд рублей, что на 0,3% выше уровня 2019 года в сопоставимых ценах. По итогам 2021 года регионом ожидается ВРП на уровне 921,9 млрд рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 107,2%. За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 113,8% к уровню января-сентября 2020 года, который был поддержан увеличением производства в таких отраслях как обрабатывающие производства (+19,4%) в связи с ростом производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, производства мебели и производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; обеспечение электрической энергией (+4,4%) за счет внедрения новых технологий на Балаковской АЭС; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+12,3%) в результате увеличения деятельности регионального оператора по сбору и утилизации отходов на территории области. По итогам года область ожидает индекс промышленного производства на уровне 111,9%.
Давление на рейтинговую оценку оказывает невысокий объем ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения и высокий коэффициент демографической нагрузки. ВРП на душу населения, по расчетам агентства, по итогам отчетного года составил 352,6 тыс. рублей, что выше относительно 2019 года на 5,6% в действующих ценах. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2395,1 тыс. человек и за последние 3 года сократилась на 67 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,794. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет 17,8%, что также оказывает давление на рейтинговую оценку. Среднегодовой уровень безработицы, в результате влияния коронакризиса, вырос в отчетном году на 1,3 п. п. и составил 5,6%, в июле-сентябре 2021 года он составил 3,8%. По итогам 2021 года регионом ожидается снижение уровня безработицы до 5,0%, но докризисного значения еще не достигнет.
Агентство отмечает высокую зависимость областного бюджета от трансфертов по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов снизилась на 13,2 п. п. и составила 52,8% в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам текущего года ожидается рост доли ННД до 57,0%, но допандемийного уровня еще не достигнет (в 2019 году доля ННД составляла 66,0%). За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 23,4% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,7 раза, ННД снизились на 1,3%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2020 года составила 4,3% в налоговых доходах, на долю 5 крупнейших налогоплательщиков приходилось 12,9% налоговых доходов областного бюджета. За январь-сентябрь текущего года доходы бюджета выросли на 12,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 32,0%. В структуре налоговых доходов по итогам 9 месяцев 2021 года наблюдается положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года. Наибольшая сложилась по налогу на прибыль организаций (+73,9%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+50,1%) и акцизам (+45%). Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за коронакризиса, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения – ростом количества предприятий, применяющих данный налоговый режим, по акцизам – увеличением перераспределения поступлений по акцизам на нефтепродукты по сравнению с 2020 годом. По итогам текущего года регион ожидает рост ННД на 10,9% к уровню 2020 года.
Расходы региона в 2020 году выросли на 27,2% по сравнению с 2019 годом и составили 132,4 млрд рублей. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность, их доля составила 71,3%. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в 2020 году было направлено 94,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 33,5%. Гибкость расходов бюджета оценивается сдержанно: доля капитальных расходов в структуре расходов по итогам отчетного года составила 5,4%. По итогам 9 месяцев текущего года расходы выросли на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 93,5 млрд рублей. Увеличение расходов за 9 месяцев текущего года обусловлено ростом расходов по жилищно-коммунальному хозяйству (+60,3%) в связи с увеличением межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным бюджетам, а также культуре, кинематографии (+24,2%) в связи с увеличением капитальных расходов на культурно-развлекательные объекты. При этом расходы на охрану окружающей среды снизились на 22,7%. Социальные расходы составили 67,9 млрд рублей, продемонстрировав рост на 4,8% к уровню января-сентября 2020 года. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 144,1 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 8,8%.
Региональный бюджет по итогам 2020 года был исполнен с дефицитом в размере 4,0 млрд рублей или 6,0% ННД, который был покрыт за счет бюджетного кредита. По итогам 2021 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 16,2% ННД или 12,2 млрд рублей. Дефицит планируется покрыть за счет кредитов коммерческих банков, а также использования остатков средств на едином счете области. Без учета финансирования дефицита регионального бюджета за счет остатков средств на счетах дефицит прогнозируется на уровне 12,0% ННД.
Долговая нагрузка по итогам 2020 года сложилась на умеренном уровне, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Совокупные обязательства региона на 01.01.2021 выросли на 10,9% и составили 51,6 млрд рублей, долговая нагрузка приросла на 8,4 п. п. и составила 76,1%. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 57,8%, банковских кредитов – 32,5%, облигационных займов – 9,7%. По итогам 2021 года законом о бюджете предусмотрен рост государственного долга до 66,2 млрд рублей, долговой нагрузки до 88,0% в связи с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита бюджета, а также предоставлением из областного бюджета бюджетных кредитов на погашение муниципальных долговых обязательств по рыночным заимствованиям. В 2021 году регионом был получен бюджетный кредит на рефинансирование коммерческого долга в размере 10,7 млрд рублей, из которого 5,9 млрд рублей было предоставлено местным бюджетам, 4,8 млрд рублей направлено на замещение задолженности по рыночным заимствованиям области, что позволило удлинить долговой портфель. Доля короткого долга на горизонте 12 месяцев с 01.12.2021 находится на умеренном уровне и составляет 25,3% от совокупного долга региона. В регионе отмечается умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,3%. Область имеет доступ к банковским и казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2020 года, составил 128,4 млрд рублей, объем расходов бюджета – 132,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.06.2021.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.