Рейтинговые действия, 13.08.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг города Красноярска на уровне ruА

Москва, 13 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет». Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ по итогам 2020 года (далее – отчетный год) составил 729,3 млрд рублей, продемонстрировав рост к уровню 2019 года на 29,2 млрд рублей. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг металлургическое производство формирует 47,1%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерны высокая численности населения – 1094 тыс. чел., средняя заработная плата составила за отчетный год 50,2 тыс. рублей. Коронавирусная пандемия отразилась на состоянии рынка занятости – уровень безработицы составил рекордные 4,1%. Значение показателя не превышало 0,4% с 2017 года.

По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) в структуре доходов бюджета города занимают 43,6%. План по поступлениям ННД по итогам 2020 года был исполнен на 96,6%. На поступления отчетного года оказали влияние экономические условия, складывающиеся в период распространения новой коронавирусной инфекции (падение цены на нефть, волатильность на финансовых рынках, уменьшение объемов грузовых и пассажирских перевозок). Тем не менее год к году объем ННД вырос на 6%, который был поддержан увеличением налога на прибыль организаций и НДФЛ на 76,7% и 9,2% соответственно. Существенный рост поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлен увеличением с 2020 года норматива отчислений в бюджет города с 5 до 10%, по НДФЛ – в связи с ростом фонда заработной платы (около 7% за отчетный год). Другие бюджетоформирующие налоги ­– ЕНВД, налог на имущество физических лиц и земельный налог – сократились на 25%, 13,7% и 12,8% соответственно. Местные органы власти оказали меры поддержки бизнесу в виде снижения ставок по ЕНВД, что нашло отражение в сокращении объемов пополнения бюджета города. По налогу на имущество физических лиц было произведено снижение начислений и поступлений в связи с исчислением налога с 2019 года от кадастровой стоимости с учетом вычетов и применением понижающего коэффициента 0,2 по отдельным объектам недвижимого имущества. По земельному налогу в результате возврата налога, уплаченного в предыдущие налоговые периоды в связи с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков и установлением ее в размере рыночной, было зафиксировано снижение поступлений. Совокупные доходы муниципалитета за отчетный год выросли на 8,9%, что было поддержано увеличившейся поддержкой от краевого бюджета. В частности, город получил 3 млрд рублей дотаций на повышение финансовой устойчивости местного бюджета, иные межбюджетные трансферты выросли в 1,8 раза, что было связано с выделением средств на дорожное строительство. За 1 полугодие текущего года в бюджет города поступило ННД 10,8 млрд рублей, темп роста к прошлому году – 160,5%. Значительный рост был обеспечен увеличением поступлений по НДФЛ и налогу на прибыль, а также поступлением налога от применения УСН в связи с установлением с 2021 года городу норматива отчислений в размере 50%. Высокоразвитый промышленный сектор обеспечивает сильную налоговую базу городу. Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков приходится 13,97% налоговых доходов.

Расходы города в 2020 году выросли на 2,2%. В структуре расходов города преобладает социальная направленность – 65,3% совокупных расходов. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры и кинематографии, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 23,2 млрд рублей, что меньше аналогичного уровня 2019 года на 5, 3%. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 23,1% за отчетный год.

По итогам 2020 года бюджет города был исполнен с профицитом в 2 млрд рублей или 12,4% ННД. По итогам 2021 года муниципалитет закладывает также профицит в размере 1,6% ННД. Ликвидность Красноярска поддерживается остатками средств на счетах и открытыми кредитными линиями.

Долговая нагрузка города оценивается на умеренно низком уровне. За отчетный год объем обязательств сократился на 1,5 млрд рублей и по состоянию на 01.01.2021 долг города составил 10,4 млрд рублей. Отношение долга к ННД – 63,7%. За первое полугодие 2021 года за счет собственных средств бюджета города погашено 1,5 млрд рублей и, согласно прогнозам, снижение долга в текущем году продолжится. Помимо сокращения долга город оптимизировал структуру долгового портфеля – в конце года был размещен облигационный выпуск на 3,0 млрд рублей со сроком обращения 5 лет, что позволило удлинить долг и заместить короткие и более дорогие коммерческие кредиты. Около 71,2% долговых обязательств предоставлены коммерческими кредитами, что обуславливает повышенные расходы на обслуживание долга к ННД – 4,6% за 2020 год. Риски рефинансирования долга минимизированы – в следующие 12 месяцев от 01.07.2021 к погашению подлежит всего 7,3% долгового портфеля. Основная часть банковских кредитов подлежит к погашению в 2022-2023 гг.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 37,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 35,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Татьяна Тирских на РБК ТВ об экономике российских регионов (Ростовская и Тамбовская области и Республика Коми)

Руководитель отдела региональных и суверенных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских в программе «День» на РБК ТВ, эфир от 6 ноября 2024 года 07.11.2024

НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024