Рейтинговые действия, 29.04.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА- и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 апреля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Саха (Якутия) на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу изменен с негативного на стабильный.

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено тем, что на фоне кризисных явлений, вызванных коронавирусной инфекцией, ожидаемое ухудшение показателей финансовой устойчивости региона по итогам 2020 года было нивелировано поддержкой федерального центра. Это позволило сохранить долговую нагрузку на комфортном уровне и не просесть финансовым показателям до критических значений, а в некоторых случаях даже улучшить их после существенного ухудшения в середине 2020 года.

Республика Саха (Якутия) (далее - республика, регион) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Дальневосточного федерального округа и является самым большим регионом России. Республика отличается резко континентальным климатом и обширной зоной многолетней мерзлоты. Площадь территории региона составляет 3 083,5 тыс. кв. км, административный центр – г. Якутск. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая исторически составляет половину ВРП региона. На территории республики расположены месторождения твердых полезных ископаемых, в частности, золота, топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, уголь, природный газ), а также крупнейшие в России месторождения алмазов.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,2 трлн рублей. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,3 трлн рублей. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 94,9%. На снижение индекса повлияло сокращение добычи алмазов на 31,8% (в связи со снижением спроса на мировых рынках вследствие пандемии COVID-19) и добычи угля на 8,0%, в том числе обогащенного угля – на 18,6%. В тоже время увеличилась добыча нефти на 12,5%, в связи с выходом на полную мощность трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Помимо роста добычи нефти, в 2,3 раза увеличилась добыча природного газа в результате реализации проекта по освоению Чаяндинского месторождения и ввода в конце 2019 года магистрального газопровода «Сила Сибири». Золотодобывающая промышленность также продемонстрировала рост (+8,2% к уровню 2019 года).

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 1,2 млн рублей.  Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно высокий коэффициент демографической нагрузки и среднегодовой уровень безработицы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2021 составил 0,766. Среднегодовой уровень безработицы в 2020 году на фоне кризисных явлений вырос на 0,5 п. п. и составил 7,4%. Наибольший рост зарегистрированных безработных (исходя из данных по последнему месту работы) наблюдался в сфере обслуживания и торговли, промышленности, транспорта. По итогам 2021 года ожидается снижение уровня безработицы до уровня 2019 года – 6,9%. Республика входит в число немногих регионов страны, где сохраняется естественный прирост населения. В последние годы наблюдается положительная динамика численности населения, прирост за последние три года составил 2,1% и на 01.01.2021, по предварительным данным, численность сложилась в размере 984,7 тыс. человек. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает высокий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года, который составил порядка 28,0%, несмотря на то, что инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2020 году продемонстрировали снижение на 46,2% в действующих ценах к уровню 2019 года. Снижение обусловлено завершением инвестиционной фазы проекта обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» (в 2019 году капитальные вложения группы компаний «Газпром» составили 53% от общего объема инвестиций в республике, в 2020 году - 18%). Кроме того, ввиду негативного влияния пандемии коронавируса снизилась инвестиционная активность малого и среднего бизнеса на 47% по сравнению с 2019 годом. В течение 2021 года ожидается рост инвестиционной активности на территории региона, будет продолжено строительство крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ленского моста и мостовых переходов по федеральным автодорогам «Колыма» и «Вилюй», ГРЭС-2, аэропортовых комплексов, магистрального газопровода Кысыл-Сыр 84 км, морского порта «Тикси». Также на территории республики действуют территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» и «Якутия» способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Бюджетная обеспеченность республики по итогам отчетного года оценивается на низком уровне. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 51,8%, что на 8,3 п. п. ниже уровня 2019 года, что обусловлено увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2020 года наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 37,5%, налог на доходы физических лиц – 22,8%, налог на имущество организаций – 20,6%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 15,5% в налоговых доходах.  За 2020 год доходы бюджета региона выросли на 13,5% по сравнению с 2019 годом, в том числе по трансфертам рост составил 1,4 раза, по ННД поступления снизились на 2,1%. В структуре ННД наблюдается снижение по неналоговым доходам на 52,5%, по налоговым доходам рост на 7,3%. Сокращение неналоговых доходов связано со снижением доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам РФ на 66,5% и разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории РФ по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов на 40,3%. Это связано с принятыми решениями правительством региона о выплате дивидендов акционерными обществами по результатам 2019 года в размере не менее 25% от чистой прибыли в целях обеспечения устойчивого их развития в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением коронавируса, со значительным снижением размера дивидендов АК «АЛРОСА» (ПАО) по итогам 2019 года, а также  снижением объема добытой и реализованной алмазной продукции на фоне коронакризиса. По итогам 2021 года прогнозируется увеличение неналоговых доходов более чем в 2 раза по сравнению с 2020 годом, за счет увеличения прогноза поступления дивидендов на 11,4 млрд рублей. В разрезе налоговых доходов положительные результаты сложились почти по всем бюджетообразующим налогам, кроме НДПИ, по данному налогу поступления сократились на 28,4%. Снижение обусловлено уменьшением налоговой базы НДПИ в виде природных алмазов в связи с введением нового прейскуранта цен с октября 2019 года и с июля 2020 года, а также снижением объема добычи алмазного сырья на фоне сжатия спроса на мировых рынках и значительным накоплением запасов. Объем добычи за 2020 год составил 27,2 млн карат, что ниже показателя за 2019 года на 7,1 млн карат или на 20,6%. Также произошло снижение НДПИ в виде угля, по причине снижения значений коэффициентов-дефляторов к ставке налога (по углю, коксующему на 39,1%, по углю, за исключением антрацита, коксующегося и бурого, на 5,6%).

Расходы региона в 2020 году выросли на 12,1% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение 2020 года было направлено 126,6 млрд рублей, что выше 2019 года на 21,4%. В структуре расходов по итогам 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 2,0 раза) произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 4,3 п. п. Значительное снижение наблюдается по расходам на образование, их удельный вес сократился на 1,5 п. п. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством позитивно, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2020 году составила 12,9%.

Сбалансированность бюджета республики по результатам 2020 года оценивается агентством позитивно. Бюджет был исполнен с профицитом 1,1 млрд рублей или 0,9% ННД. В 2021 году ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 4,9 млрд рублей или 3,6% ННД. Покрытие дефицита прогнозируется за счет облигационных займов, остатков средств на счетах. 

По состоянию на 01.01.2021 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки – 38,0%. Объем государственного долга региона составлял 49,1 млрд рублей, в структуре которого наибольшую долю занимали облигационные займы – 70,4% от совокупного долга. Наряду с этим существенная доля приходилась на государственные гарантии в размере 22,0%. Бюджетные кредиты от Минфина РФ и кредиты коммерческих банков формировали 3,6% и 4,0% долга соответственно. По итогам 2021 года роста долговой нагрузки и существенного изменения структуры долгового портфеля не ожидается. Для региона характерна умеренно низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 2,4%, что оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.01.2021 погашению подлежит 18,1% совокупного долга.  Регион имеет доступ к казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также имеет остатки денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2020 года составил 249,8 млрд рублей, объем расходов – 248,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) был впервые опубликован 24.05.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.11.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Саха (Якутия) дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023