Рейтинговые действия, 01.09.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 1 сентября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и занимает второе место среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 2,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,7% выше уровня 2018 года. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 2,4 трлн рублей в связи с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. Высокие значения показателей благосостояния положительно отражаются на рейтинговой оценке: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 662,5 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,3%, отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за 3 периода – 24,9%. Республика отличается значительным инвестиционным потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, представленной современными индустриальными парками, технопарками и бизнес-инкубаторами. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов, в том числе в области нефтехимии и автомобилестроения. Регион один из немногих субъектов страны, где наблюдается рост численности населения, за последние 5 лет численность выросла более чем на 30 тыс. человек и на 01.01.2020 составила 3,9 млн человек – восьмое место среди регионов.

Республика характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности и дисциплиной исполнения бюджета, что позитивно оценивается агентством. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 86,5%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 10,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. Республика попала в число тех регионов, чьи бюджеты на фоне кризисных явлений испытали наибольшее падение доходов. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета региона сократились на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по ННД на 26,1%, а вот по трансфертам поступления возросли в 2,6 раза. Наибольшее снижение в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-50,4%), что вызвано сокращением поступлений от предприятий нефтяной отрасли, нефтепереработки и нефтехимии, на фоне падения объемов добычи нефти, снижения цен на нефть. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в январе-июне 2019 года регион не получал дотации, в аналогичном периоде 2020 года республика получила 16,0 млрд рублей), субсидиям (в 1,5 раза) и субвенциям (в 1,4 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года прогнозируется снижение доходов бюджета почти на 8%, что в большей степени связано со снижением ННД до 20%, в связи со значительным недопоступлением по налогу на прибыль. Регион оценивает снижение доли налога более чем на 10 п.п. Налог на прибыль организаций является одним из бюджетоформирующих налогов для республиканского бюджета, его доля в структуре налоговых доходов составила 46,5% в 2019 году. Ожидаемое сокращение объема поступлений окажет давление на бюджет региона. Риски доходной части бюджета республики, по-прежнему, связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Татнефть», а на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2019 году приходилось 39,2% налоговых доходов бюджета республики.

Расходы региона в первом полугодии 2020 года выросли на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 86,8 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 28,3%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах республиканского бюджета продемонстрировал рост на 1,5 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по физической культуре и спорту (в 2,7 раза) и здравоохранению (в 1,5 раза) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 1,5 п.п. и 1,8 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по ЖКХ и социальной политике, их удельный вес сократился на 1,7 п.п. и 1,2 п.п. соответственно.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом, который по итогам 2019 года составил 13,7 млрд рублей или 5,5% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом – 36,1 млрд рублей или 17,1% ННД, который будет профинансирован за счет остатков средств на счетах. На 01.07.2020 бюджетный дисбаланс составил 25,8 млрд рублей, тем не менее профиль финансовой устойчивости у региона оценивается довольно высоко, поэтому покрытие образовавшегося разрыва не окажет существенного ущерба кредитоспособности региона.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 37,5%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 93,7 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается почти на том же уровне. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых 90,0%, государственной гарантией – 10,0%. По итогам 2020 года изменения в структуре долга не ожидаются. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2019 году составило 0,03%. Ликвидность региона оценивается позитивно за счет высоких остатков на счетах, доступа к казначейским кредитам и отсутствием долга к погашению на горизонте 12 месяцев с последней отчетной даты.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 288,5 млрд руб., объем расходов – 274,8 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.03.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023