Москва, 1 октября 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2020) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание.
Муниципалитет характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по итогам 2019 года составил 283,5 млрд рублей продемонстрировав снижение к уровню 2018 года почти на 10,0 млрд рублей. При этом его вклад в ВРП области составляет более 70 %, на территории города сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и др. В структуре отгруженных товаров и услуг обрабатывающие производства формируют порядка 77%.
Агентство отмечает высокую зависимость городского бюджета от трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2019 года составила 52,3%, что на 2,9 п.п. ниже уровня 2018 года. По итогам 2020 года муниципалитет не ожидает существенного изменения по доле ННД в доходах города. В структуре налоговых доходов в 2019 году наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 67,6% и земельный налог – 14,4%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика составила 1,6% в налоговых доходах. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета муниципалитета выросли на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе трансферты на 10,7%, а вот поступления по ННД снизились на 6,7%. Наибольшее снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по неналоговым доходам (-21,4%), налоговые доходы сократились всего на 2,4%. Снижение поступлений по неналоговым доходам связано со значительным сокращением поступлений по арендной плате за землю и доходам от оказания платных услуг в детских образовательных организациях. Среди налоговых доходов наибольшее снижение претерпели акцизы (-16,1%) и налоги на совокупный доход (-8,7%). Снижение поступлений по налогам связано с реализацией мер, направленных на борьбу с пандемией коронавируса, в том числе с ограничением деятельности ряда отраслей, режимом самоизоляции, отсрочками и отменой платежей в бюджет, снижением платежеспособности населения. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в январе-июне 2019 года муниципалитет не получал дотации, в аналогичном периоде 2020 года город получил 2,6 млн рублей) и субвенциям (на 12,5%). Рост вызван увеличением финансовой помощи городу на устранение последствий коронавирусной пандемии и поддержку экономики, а также в связи с индексацией заработной платы на 4,3%. По итогам 2020 года город прогнозирует увеличение доходов бюджета на 4,7%, что обусловлено ожидаемым ростом поступлений по ННД на 5,9% и увеличением трансфертов из вышестоящего бюджета на 3,4%.
Расходы города в первом полугодии 2020 года выросли на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов города преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 16,5 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 2,8%. Положительно на рейтинговой оценке сказался рост доли капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 12,5%.
Бюджет города традиционно исполняется с дефицитом, в 2019 году дефицит составил 1,8 млрд рублей или 7,2% ННД. Параметры бюджета на 2020 год также сформированы с дефицитом, который составит по прогнозам 1,2 млрд рублей или 4,5% ННД. Ликвидность муниципалитета поддерживается остатками средств на счетах и открытыми кредитными линиями.
Долговая нагрузка города находится на умеренно высоком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 87,3%, совокупные обязательства – 22,1 млрд рублей. По итогам 2020 года долг муниципалитета ожидается в размере 23,3 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляет 63,2%, банковские кредиты формируют 26,8% всех обязательств, бюджетные кредиты – 10,0%. Город демонстрирует эффективное управление коммерческим долгом внутри бюджетного года, что позволяет поступательно сокращать расходы на его обслуживание – отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2019 год составило 5,2%.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 48,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 50,4 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.04.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.