Рейтинговые действия, 17.03.2020

«Эксперт РА» повысил рейтинг Воронежской области до уровня ruАА

Москва, 17 марта 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Воронежской области до уровня ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruАА- со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой экономических и бюджетных метрик, снижением среднего уровня долговой нагрузки, а также устойчивой ликвидностью.

Воронежская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. В составе промышленности преобладают машиностроение, электроэнергетика, химическая индустрия и отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Область является крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции: производит зерно, в основном, пшеницу, сахарную свеклу, подсолнечник и другие технические культуры, картофель и овощи. По итогам 2019 года, по валовому производству сельхозпродукции область заняла 5 место в рейтинге субъектов РФ.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 1,0 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,8% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 431 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,2%, отношений инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП – 26,1%. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, за 2019 год он составил, по оценке, 251,8 млрд рублей. В области реализуются крупные инвестиционные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, стройиндустрии, транспорта, логистики регионального и межрегионального значения. На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж». Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2020 года, по оценке, численность населения региона составила 2323,7 тыс. человек. Уровень демографической нагрузки оценивается на уровне 0,8. Сокращение численности населения Воронежской области в последние три года происходит на фоне убыли роста рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин родившихся в период 90-х годов ХХ века.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2019 года составила 70,8%. В 2019 году рост ННД составил 2,4% или почти 2 млрд рублей. Основной рост сложился по НДФЛ (+8,6%) и по акцизам (+25,2%). По НДФЛ рост связан с увеличением фонда оплаты труда (по итогам 2019 года рост реальной заработной платы составил (+2,6%)) и созданием новых рабочих мест.  По акцизам – с ростом доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в результате увеличения норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ в целях компенсации выпадающих доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 30,3% и налог на доходы физических лиц – 33,0%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,2%. По состоянию на 01.01.2020 года трансферты из федерального бюджета выросли на 9,7% или почти на 3 млрд рублей. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субвенциям (+22,8%) и по иным межбюджетным трансфертам (+57,7%).  Рост по субвенциям обусловлен увеличением поступлений на реализацию полномочий РФ по осуществлению социальных выплат безработным гражданам (в 1,8 раза) и на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (в 2,6 раза). По иным межбюджетным трансфертам – на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (в 1,6 раза) и на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (в 1,6 раза). Кроме того, в 2019 году были предоставлены трансферты на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства, обеспечивающей транспортную связанность между центрами экономического роста и на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (в 2018 году трансферты на данные нужды не предоставлялись).

По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 13,1%. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 67,5% или 77,9 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 24,9%, на общегосударственные вопросы – 3,4%, другие расходы – 4,2%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: ЖКХ (+36,8%), культура (+40,9%), здравоохранение (+27,2%), физическая культура и спорт (+37,6%). В значительной степени на увеличение расходов областного бюджета оказало начало реализации национальных проектов.

Региональный бюджет оценивается агентством на устойчивом уровне - бюджет третий год исполняется с профицитом, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. В 2019 году профицит составил 4,0% ННД. В 2020 году прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 574,4 млн рублей. Ожидаемый дефицит будет носить технический характер, поскольку будет обеспечен источниками финансирования (остатки собственных средств и средства от продажи акций) без увеличения заимствований.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 года оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 27,5 млрд рублей, что составляет 32,7% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2019 году регион снизил объем государственного долга на 3,5 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 5,1 п.п., в том числе из-за роста ННД. В отчетном году регион погасил облигационный займ на 2,9 млрд рублей. Долговой портфель сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляет 55,7% и бюджетных кредитов – 44,3%. Доля долга к погашению в течение 2020 года составляет 60,1% от совокупного долга региона. Областью в январе текущего года были погашены все банковские кредиты в размере 15,3 млрд рублей за счет остатков на счетах, в четвертом квартале будет осуществлено гашение бюджетных кредитов в соответствии с графиком на сумму 1,2 млрд рублей. К концу года субъект будет вновь привлекать банковские кредиты на покрытие расходов. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. Внутри года погашаются банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,5% ННД. Тем не менее агентство не ожидает проблем с обслуживанием долга благодаря доступу к открытым кредитным линиям в размере 27,9 млрд рублей. Помимо этого, прогнозная ликвидность бюджета поддерживается остатками средств на счетах (в среднем 13 млрд рублей в течение 2020 года) и доступом к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.  

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 118,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 115,5 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Воронежской области был впервые опубликован 19.03.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.09.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Воронежской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Воронежской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Воронежской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024