Рейтинговые действия, 18.06.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+ и изменил прогноз на негативный

Москва, 18 июня 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный. 

Изменение прогноза по рейтингу обусловлено высокой неопределенностью на фоне развития пандемии коронавируса и ожидаемым ухудшением показателей устойчивости региона при реализации негативного сценария развития экономики.

Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Экономика региона диверсифицирована, ведущая роль остается за добычей полезных ископаемых, которая формирует треть ВРП. Также в регионе развиты транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2019 год (далее – отчетный год) оценивается в 1,5 трлн руб., что в сопоставимых ценах выше на 2,7%, чем в 2018 году. В 2018 году область занимала 14 место по объему ВРП среди регионов России. Численность населения региона по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) составила, по оценке, 2 391 тыс. чел. и за последние 5 лет сократилась на 21,6 тыс. чел. в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения. Демографическая нагрузка в области за последние 3 года выросла на 13,1% и составила на отчетную дату 0,887. Ситуация на рынке труда в области, как и ранее, характеризуется повышенным уровнем безработицы, который в отчетном году составил 6,6%, что на 1,0 п. п. ниже, чем в 2018 году. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 45,9 тыс. руб., что практически соответствует среднему значению по РФ. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке, 331,7 млрд руб., а за последние 3 года (2017-2019 гг.) эти инвестиции формировали 21,4% ВРП. На территории области действуют четыре ТОСЭР – «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово», «Тулун», а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». 

Бюджетная обеспеченность области по итогам отчетного года оценивается умеренно позитивно. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета составила 73,6%. За отчетный год ННД области увеличились на 4,2% по сравнению с 2018 годом, что в основном было обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций (+3,5%), НДФЛ (+7,2%) и акцизам (+25,1%). При этом наблюдается снижение поступлений по налогу на имущество организаций (-15,0%). Существенный прирост поступлений по акцизам обусловлен увеличением объема акцизов на нефтепродукты и крепкую алкогольную продукцию, распределяемых в централизованном порядке, за счет увеличения нормативов их зачисления в бюджеты субъектов РФ, в том числе в целях частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в результате изменений федерального законодательства по исключению движимого имущества из объектов налогообложения. Прирост поступлений по НДФЛ был связан с увеличением фонда оплаты труда, а по налогу на прибыль организаций был обеспечен ростом отчислений крупнейших налогоплательщиков, в частности, от одного из ведущих предприятий в сфере электроэнергетики, а также системообразующей компании алюминиевой промышленности в результате уплаты разового платежа согласно уточненным сведениям деклараций за прошлые налоговые периоды. Сокращение поступлений по налогу на имущество организаций, который формировал 7,4% доходов бюджета в отчетному году, произошло ввиду исключения с 01.01.2019 из налогооблагаемой базы движимого имущества. Налоговая база области характеризуется невысоким уровнем диверсификации – на долю крупнейшего налогоплательщика, деятельность которого связана с добычей сырой нефти и природного газа, в отчетном году приходилось 13,0% налоговых доходов. Такая концентрация налоговой базы влечет за собой зависимость от ситуации на рынке и несет повышенные риски для доходной части бюджета региона, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

В 2019 году бюджет региона получил значительную трансфертную поддержку из федерального бюджета, которая возросла практически в 2 раза по сравнению с 2018 годом, что повлияло на прирост доходов бюджета области на 19,4%. Наибольший рост продемонстрировали субсидии (в 2 раза) и иные межбюджетные трансферты (в 13 раз). Рост по субсидиям обусловлен увеличением поступлений на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на финансирование здравоохранения, а также на реализацию программ формирования современной городской среды и софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности. По иным межбюджетным трансфертам увеличение объемов финансирования было связано с выделением средств на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ростом поступлений на программ формирования современной городской среды и софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности. Кроме того, значительный объем иных межбюджетных трансфертов (16,9 млрд руб.) был передан из резервного фонда Правительства РФ для ликвидации последствий наводнения.

Расходы области в 2019 году выросли на 38,8% по сравнению с 2018 годом, что было вызвано необходимостью выполнения обязательств в части реализации национальных (региональных) проектов, а также осуществлением мер по устранению последствий летнего паводка 2019 года. Структура расходов региона, как и ранее, характеризуется социальной направленностью, а наибольшие доли в составе расходов в отчетном году приходились на социальную политику (33,3%), образование (26,2%) и национальную экономику (12,8%). Наибольший прирост расходов отмечается по секторам: социальная политика (+62,5%), национальная экономика (+55,5%) и межбюджетные трансферты общего характера (+43,2%). Доля капитальных вложений в расходах бюджета области в отчетном году составила 8,7%, что положительно сказывается на рейтинговой оценке.

Сбалансированность бюджета области по результатам отчетного года оценивается агентством сдержанно. Дефицит бюджета в отчетном году составил 12,4 млрд руб. или 8,6% ННД, большая часть которого была профинансирована за счет остатков средств на едином счете бюджета, составивших 7,6 млрд рублей по состоянию на 01.01.2019. В 2020 году дефицит ожидается в сумме 14,8 млрд руб. или 10,0% ННД. Основными источниками финансирования дефицита будут выступать привлекаемые заемные средства, а также остатки средств бюджета. По мнению агентства, вероятность увеличения бюджетного дисбаланса высока ввиду необходимости реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения в текущих условиях в связи с отрицательными последствиями распространения коронавируса, а также ввиду предполагаемого сокращения объемов поступлений ННД, которые будут подвержены влиянию кризиса в экономике, что, в свою очередь, может привести к наращиванию долговой нагрузки.

По состоянию на отчетную дату долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. В течение 2019 года в связи с необходимостью финансирования дефицита областного бюджета долг региона возрос на 4,7 млрд руб. (+38,2%) и составил на отчетную дату 17,0 млрд руб., при этом отношение долга к ННД за 2019 год было на уровне 11,8%. В текущем году ожидается рост государственного долга до 31,8 млрд руб. (+87,0%). Регион планирует выпуск облигаций на сумму 4 млрд руб. в четвертом квартале 2020 года и привлечение дополнительных объемов по банковским кредитам, общая сумма которых может увеличиться более, чем в 2 раза, до 18,9 млрд руб., а их доля в составе долга региона на конец года может превысить 50%. На отчетную дату в структуре совокупных долговых обязательств области 41,1% долга приходилось на бюджетные кредиты Минфина РФ, на банковские кредиты и облигационные займы – 35,3% и 23,6% соответственно. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствовало умеренно низким расходам на обслуживание долга: расходы на обслуживание государственного долга области в отчетном году составили 0,3% ННД. В 2020 году планируется их увеличение до 0,8% ННД, что связано с ростом рыночных заимствований. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.04.2020 к погашению приходится 24,9% долга региона (короткий долг) с учетом краткосрочных обязательств по казначейским кредитам. Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте будет поддерживаться как казначейскими кредитами для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остатками денежных средств на счетах.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2019 года составил 194,9 млрд руб., объем расходов – 207,2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


НДПИ как фактор субъективного успеха

РБК

Экономика. ХМАО оказался лидером среди российских регионов по уровню налоговой нагрузки
25.10.2024

Минфин вдвое повысил прогноз по дефициту региональных бюджетов в этом году

Ведомости

Пока бюджеты субъектов исполнены с профицитом 1,2 трлн рублей
11.10.2024

За свой счет: по "народным" облигациям регионов предложили ввести налоговый вычет

Известия

Почему эксперты считают инструмент прямого заимствования у населения перспективным
04.10.2024

В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024