Москва, 1 июня 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.
Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 311,9 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся также на низком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 255,5 тыс. рублей, коэффициент демографической нагрузки – 0,818, отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года – 16,2%. Помимо этого, давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1217,8 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 20 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются снижение рождаемости и отрицательное сальдо миграции. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2019 года составил в регионе 4,7%, что на 0,3 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,1 п.п. ниже среднероссийского.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета региона по итогам 2019 года составила 52,1%, что на 7,8 п.п. ниже уровня 2018 года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 33,6%, налог на прибыль организаций – 29,1%, акцизы – 14,9%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,7% в налоговых доходах. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 18,1% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 2,9%, а трансферты из федерального бюджета на 31,5%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+16,9%), НДФЛ (+5,5%), акцизам (+14,2%). При этом, наблюдается снижение поступлений по таким налогам как налог на прибыль организаций (-6,9%) и налог на имущество организаций (-7,1%). Рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения связан с увеличением налоговой базы и количества налогоплательщиков, поступления по акцизам выросли в результате увеличения норматива зачисления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации по крепкой алкогольной продукции, с 50% до 80%, по НДФЛ – за счет увеличения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2019 год на 8,4%. Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено за счет эффекта «высокой базы» образовавшейся в 2018 году вследствие поступления крупных сумм по результатам контрольных мероприятий налоговых органов и уточненным налоговым декларациям, по налогу на имущество организаций – в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2019. Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.
По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 14,0%. Доля капитальных вложений в расходах составила 12,7% за 2019 год, что положительно сказывается на рейтинговой оценке. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 69,2% или 38,2 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 16,3%, на общегосударственные вопросы – 2,0%, другие расходы – 12,5%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: ЖКХ (в 3,2 раза), образование (+13,8%), здравоохранение (+15,6%), социальная политика (+7,0%). Увеличение данных расходов произошло в связи с началом реализации в 2019 году национальных проектов, предельный уровень софинансирования которых из федерального бюджета составил 99,0%.
На протяжении последних четырех лет бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 11,6% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 1,3 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 33,8%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 10,3 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 10,1 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 31,8%, что на 2,0 п.п. ниже уровня 2019 года. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 67,3%, банковских кредитов – 31,9%, государственной гарантии – 0,7%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2020 составляет 9,5% от совокупного долга региона. Регион демонстрирует эффективное управление долговым портфелем. Внутри года регионом погашаются банковские кредиты за счет доступа к казначейскому финансированию, что позволяет существенно экономить на процентных расходах. Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД. Кроме того, агентство отмечает высокие показатели ликвидности на горизонте 12 месяцев: у региона имеются остатки денежных средств на счетах, открытая кредитная линия и доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 58,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 55,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 02.12.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.