Москва, 30 июля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности финансовой компании «ОВК Финанс» на уровне ruBB и изменило прогноз по рейтингу со стабильного на негативный.
«ОВК Финанс» входит в группу компаний НПК «Объединенная Вагонная Компания» (далее – Компания, «НПК ОВК»). «ОВК Финанс» является финансовой компанией, созданной в целях привлечения заемного финансирования для группы «НПК ОВК» на облигационном рынке. Обязательства «ОВК Финанс» представлены двумя облигационными выпусками общим объемом 26 млрд рублей. Активы «ОВК Финанс» представлены выданными займами компаниям группы «НПК ОВК». «ОВК Финанс» не ведет на постоянной основе иной деятельности, помимо связанной с выпусками облигаций. Компании группы «НПК ОВК» являются поручителями и оферентами по облигационным выпускам «ОВК Финанс». В соответствии с методологией агентство использует консолидированную отчётность «НПК ОВК» по стандартам МСФО для актуализации уровня рейтинга «ОВК Финанс».
Негативный прогноз обусловлен существенным ухудшением конъюнктуры на рынке вагоностроения в 2020 году, вызванным становлением устойчивого профицита парка подвижного состава на фоне снижения грузовой базы и низкой динамики списания неисправных вагонов, что окажет негативное влияние на спрос на продукцию вагоностроительных компаний, в том числе ПАО «НПК ОВК». Снижение продаж в ближайшие годы вызовет существенное ухудшение оценки показателей долговой нагрузки Компании и в отдельные периоды будет оказывать давление на потребности в инвестициях в оборотный капитал. Агентство выделяет умеренный фактор поддержки со стороны ключевых собственников – ПАО Банк «ФК Открытие» (далее - БФКО) и Банк «ТРАСТ» (ПАО), которые заверили агентство в недопущении кризисных явлений в объекте рейтинга. В случае необходимости акционеры готовы оказать различные меры финансовой поддержки. БФКО регулярно предоставляет письма о не применении прав на досрочное истребование кредитов в связи с нарушением ковенантов.
«НПК ОВК» является железнодорожным холдингом в сфере инжиниринга, производства, транспортных услуг, а также сервисного обслуживания грузовых вагонов нового поколения - с нагрузкой на ось 25 тс. Реализация вагонов и комплектующих занимает 95% в структуре выручки по итогам 2019 г. (далее – отчётный период).
Агентство отмечает высокие рыночные позиции «НПК ОВК», которая стабильно входит в лидеры рынка по объемам производимой продукции. В 2019 г. реализация вагонов заводами РФ выросла до рекордного уровня в 79 тыс. единиц, из которых 21.0 тыс. – производства Компании, что практически соответствует установленной производственной мощности холдинга (до 22 тыс. единиц). По итогам 2019 года «НПК ОВК» заняла 1-е место в России и 2-е в мире по производству. Основными драйверами роста производимой продукции Компании в 2019 г. послужило расширение диверсификации производимых вагонов: доля полувагонов была снижена до 46% (56% по итогам 2018 г.), при этом доля хопперов увеличилась до 35% (26%), а прочего специализированного подвижного состава – до 19% (18%). Специфика рынка обусловливает высокую концентрацию структуры покупателей – на долю ПАО «ГТЛК» приходится 48% выручки от сегмента производство.
Текущие тенденции в отрасли оказывают сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Ожидания агентства касательно охлаждения рынка железнодорожных перевозок в 2019 г. оправдались. Год ознаменовался становления избыточного профицита вагонов на сетях РЖД и постепенного перехода к фазе перепроизводства вагоностроительной отрасли. В 2019 г. неорганический рост доходностей предоставления подвижного состава перешёл к снижению, что было вызвано профицитом парка подвижного состава на сетях РЖД на фоне низких списаний устаревшего подвижного состава при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов и снижения погрузки на сетях РЖД на 0.9%. Также на рынок продолжило оказывать влияние ухудшение конъюнктуры на рынке угля, одного из ключевых перевозимых по железной дороге грузов. Снижение цен на уголь, а также общее ухудшение спроса со стороны стран ЕС оказали существенное влияние на маржинальность деятельности железнодорожных операторов. При этом замещение европейских потребителей в пользу стран Азиатско-тихоокеанского региона было затруднено дефицитом инфраструктуры для увеличения погрузки в восточном направлении. Таким образом, снижение погрузки при одновременно росте парка подвижного состава привели к сокращению доходности полувагонов. Проблемы отрасли, наблюдавшиеся в 2019 г., обострились в 2020 г. в связи со вспышкой эпидемии коронавирусной инфекции и, как следствие, глобальной рецессией, что привело к дальнейшему ухудшению рыночной конъюнктуры на всех основных рынках перевозимых грузов. В результате этого доходности предоставления полувагонов продолжили падение в 2020 г., закрепившись, в случае отдельных спотовых перевозок ниже 1000 руб./сутки, что продолжит оказывать давление на финансовые результаты операторов. Таким образом, снижение рентабельности использования полувагонов из-за падения ставок оперирования на фоне падения грузовой базы и растущего профицита подвижного состава приведут к резкому падению производства и спроса на грузовые вагоны. Агентство исходит из предпосылки, что объем производства вагоностроительных компаний может сократиться на 40-50% в 2020 г. Агентство не ожидает восстановления рынка в ближайшие 2 года по причине сохранения профицита вагонов на пространстве колеи 1520 на фоне низкой динамики списания вагонов при минимальном уровне неисправного парка вагонов РФ, уровень которого оценивается Компанией в 48.3 тыс. единиц на начало 2020 г. Агентство допускает, что меры государственной поддержки отрасли наподобие тех, что были приняты в 2016 г., когда государство ввело запрет на использование устаревшего парка подвижного состава, могло бы переломить негативный тренд, однако потенциал использования подобных мер в условиях повышенных макроэкономических рисков оценивается агентством на низком уровне. Тем не менее, по мнению агентства, специализация «НПК ОВК» в производстве вагонов с повышенной нагрузкой на ось при усилении диверсификации в пользу наименее профицитного типа подвижного состава – специализированного – делает Компанию более устойчивой к текущему кризису относительно производителей типового подвижного состава. Во многом это обусловлено рядом преимуществ инновационных вагонов за счёт увеличенной грузоподъемности, специальных схем тарификации порожнего пробега, увеличенных межремонтных интервалов и гарантийных плеч.
Ранее Компания осуществляла предоставление лизинговых услуг, однако в январе 2020 г. было принято решение отказаться от этой деятельности. По состоянию на 31.12.2019 размер парка в собственности и финансовом лизинге составил 16 тыс. вагонов против 12 тыс. вагонов год назад. Соответственно все активы и обязательства, в том числе финансовой аренды, были переклассифицированы Компанией в качестве предназначенных для продажи в течение 12 месяцев с отчётной даты. В результате отказа от сегмента общий уровень долговой нагрузки продемонстрировал снижение, при этом ожидаемые поступления от продажи вагонов будут способствовать поддержанию дополнительной ликвидности Компании. Однако, по мнению агентства, резкое возникновение необходимости реализовать в условиях профицита подвижного состава на сетях РЖД 16 тыс. вагонов, что примерно соответствует фактическим продажам «НПК ОВК» сторонним покупателям в 2019 г., создаёт дополнительный риск «каннибализации» продаж новопроизведённых вагонов в 2020 г. То есть, фокус потенциальных покупателей может быть смещён в пользу реализации вагонов из выбывающего сегмента, вместо вагонов производства 2020 г. При этом, если раньше нереализованные вагоны могли быть переданы в собственный арендный сегмент, где те были способны генерировать потенциальные выгоды от сдачи в операционный или финансовый лизинг, то теперь нереализованные вагоны будут способствовать затовариванию запасов Компании и, таким образом, оказывать давление на потребности в оборотном капитале.
Агентство позитивно оценивает почти двукратный рост показателя EBITDA на фоне оптимизации затрат Компании при одновременном снижения общего уровня долга в 2019 г. из-за отказа от бизнес-сегмента, однако в относительном выражении показатели долговой нагрузки по-прежнему негативно оцениваются агентством. Общий долг к EBITDA продемонстрировал снижение с 10.3х до 5.6х, что по-прежнему выше бенчмарка агентства для минимальной оценки в 4.5х. CFO к долгу продемонстрировал несущественное ухудшение, снизившись с 11.7% до 10.4%. Для Компании по-прежнему характерен крайне низкий уровень собственного капитала: отношение дисконтированных активов к совокупным обязательствам Компании составило около 0.73х. По ожиданиям агентства, снижение продаж в 2020 г. и 2021 г. относительно отчётного периода приведёт к росту показателя общий долг к EBITDA, который на горизонте ближайших 2 лет не опустится ниже 7.0х. При этом, по мнению агентства, существенное давление будут оказывать повышенные потребности в оборотном капитале из-за рисков нереализации произведённой продукции в полном объёме в условиях негативной рыночной конъюнктуры.
Оценка текущей долговой нагрузки характеризуется умеренно-негативно, что во многом обусловлено высокими процентными расходами, ожидаемых в ближайшие 12 месяцев с отчётной даты. Однако с точки зрения погашения основного долга 2020 г. характеризуется относительно комфортным графиком платежей. Совокупные выплаты по долгу в 2020 году соответствуют 1.7 EBITDA 2019 года и покрываются CFO и FCF за аналогичный период на 34% и 24% соответственно. При этом агентство отмечает высокие возможности Компании по рефинансированию и проведению реструктуризации кредитного портфеля совместно с крупнейшими кредиторами и акционерами, БФКО и Банк «ТРАСТ» (ПАО) в случае возникновения кассовых разрывов. По состоянию на 31.12.2019 на кредиты БФКО и Банк «ТРАСТ» (ПАО) приходилось 36% совокупных пассивов Компании и 87% от всего кредитного портфеля.
При расчёте уровня прогнозной ликвидности агентство учитывало потенциальные поступления денежных средств от реализации вагонов из сегмента аренда. С учётом высокого дисконта по балансовой цене реализуемых вагонов показатель несущественно превысит значение в 1.1х. Умеренно-высокий уровень прогнозной ликвидности во многом определяется достаточно комфортным уровнем погашения долга на горизонте 18 месяцев от отчётной даты, а также низкими потребностями в капитальных затратах, основной массив которых Компания провела ранее. При этом агентство также отмечает достаточный объем невыбранных кредитных линий по кредитным договорам для покрытия возможных обязательств.
Существенный рост операционной прибыли способствовал получению положительной чистой прибыли «НПК ОВК» на рекордно-высоком уровне за последние 5 лет. Это привело к позитивным изменениям оценки показателей рентабельности, которые оцениваются на умеренном уровне. По итогу 2019 г. рентабельность активов по скорректированной чистой прибыли, выросла с -6.6% до 1.2%, рентабельность по EBITDA продемонстрировала рост с 7.8% до 18.3%.
Агентство положительно оценивает качество корпоративного управления Компании, отмечая прозрачность деятельности и снижение возможностей по проведению операций, которые могли бы ухудшать положение кредиторов после изменения структуры акционеров. При этом агентство отмечает наличие комитетов при Совете директоров для решения наиболее важных вопросов. Риск-менеджмент позитивно оценивается агентством благодаря наличию собственного подразделения рисков в Компании, а также наличию внутреннего и внешнего аудита.
По данным консолидированной отчетности ПАО «НПК ОВК» по стандартам МСФО активы Компании на 31.12.2019 составляли 160.5 млрд руб., капитал – 10.6 млрд руб. Выручка по итогам года составила 64.5 млрд руб., чистая прибыль – 1.3 млрд руб..
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг ООО «ОВК Финанс» был впервые опубликован 19.01.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.08.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности финансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ОВК Финанс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ОВК Финанс» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ОВК Финанс» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.