Рейтинговые действия, 27.07.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Томской области на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 июля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Томской области на уровне ruBBB+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Томская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Рельеф области представляет собой заболоченное плоское пространство с отметками не выше 200 м. над уровнем моря. Болота покрывают около 40% площади области, речные долины – пятую часть. Преобладающим рельефообразующим процессом остается заболачивание и торфообразование, чему способствует хозяйственная деятельность населения. Экономика региона в большой степени опирается на добычу полезных ископаемых, которая формирует около трети ВРП региона.  Экономика северных районов области основывается преимущественно на добыче нефти и газа. Население южных районов занято сельским хозяйством, заготовкой и переработкой древесины. Область входит в десятку российских регионов, ведущих интенсивную добычу нефти и газа. На территории области работают дочерние предприятия ПАО «Газпром», ПАО «НК«Роснефть», а также других крупнейших российских и зарубежных компаний. Самая крупная в регионе нефтяная компания – АО «Томскнефть» ВНК – ежегодно добывает более 10 млн тонн нефти. Тем не менее, сырьевые преимущества региона и высокая концентрация экономики на одной отрасли несут в себе риски, связанные с зависимостью от волатильности цен на рынке углеводородов, что находит отражение в финансовой устойчивости региона и влияет на доходную часть бюджета. 

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году (далее – отчетный год) составил, по оценке, 614 млрд руб., что на 5,9% выше уровня 2018 года, ВРП на душу населения, по оценке, составил 569 тыс. руб. Демографическая нагрузка в регионе находится на уровне 0,712. Ситуация на рынке труда характеризуется сокращением уровня безработицы, который в отчетном году составил 5,5%. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 45,5 тыс. руб. Численность населения области невысокая – 1078,2 тыс. чел. – и демонстрирует околонулевую динамику за последние три года. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке, 96,2 млрд руб., а за последние 3 года эти инвестиции формировали всего лишь порядка 16,5% ВРП. Основной поток промышленных инвестиций направляется в ТЭК.

Бюджет области характеризуется умеренно высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2019 года составила 73,2%. В структуре ННД доминируют поступления по налогу на прибыль организаций (32,1%), НДФЛ (32,4%), налогам на имущество организаций (14,9%) и акцизам (13,9%). За отчетный год ННД сократились на 0,1% по сравнению с 2018 годом. На годовой результат повлияло сокращение поступлений по налогу на прибыль организаций (-8,9%) и налогу на имущество организаций (-9,9%). В бюджет области в 2019 году налога на прибыль организаций поступило 15,8 млрд руб., что на 1,5 млрд руб. (или на 8,9%) меньше поступлений 2018 года. Основная причина - снижение поступлений налога от АО «Томскнефть» ВНК (на 1,9 млрд руб.). Снижение поступлений по налогу на имущество организаций на 9,9% (или на 687 млн руб.) обусловлено исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2019. За отчетный год положительную динамику продемонстрировали НДФЛ (+6,8%), акцизы (10,5%) и налоги на совокупный доход (12,4%). Безвозмездные поступления за отчетный год выросли на 40,3%, наибольший рост которых приходится на субсидии и иные межбюджетные трансферты. Причиной стремительного роста в том числе является финансирование национальных проектов.

Расходы субъекта в 2019 году выросли на 12,4% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2019 году было направлено 46,8 млрд руб., что формирует порядка 66,3% всех расходов региона. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 7,9%, что поддерживает гибкость бюджета.

Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом. По итогам 2019 года дефицит бюджета составил 6,9% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы также с дефицитом на уровне 5,7% ННД (или 3,3 млрд руб.). Агентство ожидает, что в результате снижения объема поступлений объема ННД прогнозируемый дефицит составит 10% ННД (или 5,1 млрд руб.). Основное уменьшение по доходной части ожидается по налогу на прибыль организаций от крупнейших налогоплательщиков-участников консолидированных групп налогоплательщиков и вертикально интегрированных компаний из-за резкого снижения нефтяных котировок и волатильности курса рубля, а также по НДФЛ в результате снижения темпов роста ФОТ из-за ухудшения ситуации в экономике. Источниками покрытия дефицита будут являться ценные бумаги и кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне и оказывает поддержку уровню рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 65,6%, совокупный объем обязательств – 32,3 млрд руб. Диверсификация структуры долга находится на невысоком уровне: 54,2% долговых обязательств представлены облигационными займами, 24,9% - бюджетными кредитами, 20,9% - коммерческими кредитами. Помимо биржевых облигаций регион активно размещает облигации для населения. Их объем по состоянию на 01.07.2020 составил 3,9 млрд руб.  и продолжает наращиваться за счет высокого спроса со стороны населения. Эти облигации могут быть предъявлены к выкупу в любое время в течение всего срока обращения. Тем не менее за последние 12 месяцев по двум обращающимся на сегодняшний день выпускам к выкупу было предъявлено всего около 233 млн руб. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.07.2020 погашению подлежит 16,0% совокупного долга. Пик погашения по коммерческим кредитам и облигациям придется на 2022-2023 гг. Расходы на обслуживание долга в 2019 году составили 1,5 млрд руб. или 3,1% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинг.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года, составил 67,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 70,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Томской области присвоен впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Томской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Томской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Томской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023