Москва, 17 июля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Саратовской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.
Саратовская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Саратовская область - индустриально-аграрный регион и один из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Ведущими отраслями экономики региона являются обрабатывающие производства, торговля, сельское хозяйство и производство электроэнергии. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители пищевых продуктов, нефтепродуктов, металлургических изделий, а также производители различных видов машин и оборудования.
Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 743,5 млрд рублей, что на 1,7% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 305,8 тыс. рублей, что на 5,2% выше уровня 2018 года в действующих ценах. На 01.01.2020 численность населения региона составила 2421,9 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 50 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020, по оценке, составил 0,832, что выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил, по оценке, 167,9 млрд рублей, что на 4,1% больше, чем в 2018 году в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на умеренно низком уровне и составляет порядка 21,5%. Ситуация на рынке труда области стабильная и характеризуется снижением уровня безработицы. Уровень безработицы в 2019 году, составил 4,3%, что на 0,7 п.п. ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. среднероссийского.
Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. В 2019 году доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) составила 66,0%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 30,8%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 34,2%, налог на имущество организаций – 13,0%. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 10,8% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 1,5%, трансферты от других бюджетов бюджетной системы РФ выросли на 34,0%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+11,0%), НДФЛ (+4,3%), акцизам (+26,3%). При этом, наблюдается снижение поступлений по таким налогам как налог на прибыль организаций (-3,1%) и налог на имущество организаций (-13,5%). Рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения связан с увеличением налоговой базы и количества налогоплательщиков. Поступления по акцизам выросли в результате увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета, по НДФЛ – за счет увеличения фонда оплаты труда. Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено за счет существенного сокращения перечислений от консолидированных групп налогоплательщиков (на 22,2%) и роста относительно 2018 года объема возвратов налогоплательщикам излишне уплаченного налога (в 2,3 раза), по налогу на имущество организаций – в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2019. В структуре трансфертов от других бюджетов бюджетной системы РФ наибольший рост наблюдается по субсидиям (+67,0%) и иным межбюджетным трансфертам (+41,9%). Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.
Расходы субъекта в 2019 году выросли на 18,1% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, средств массовой информации в 2019 году было направлено 70,7 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 14,9%, при этом удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета сократился на 1,9 п.п. В структуре расходов по итогам 2019 года произошли некоторые изменения, связанные с началом реализации в 2019 году национальных проектов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+33,4%) и здравоохранению (+72,8%) по итогам 2019 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,0 п.п. и 2,6 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по социальной политике, при росте расходов на 1,9% ее удельный вес сократился на 4,7 п.п.
В 2016-2018 годах бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года бюджет региона был исполнен с дефицитом 0,2% ННД. На 2020 год бюджет запланирован с дефицитом в размере 4,4 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций, средства, полученные от возврата бюджетных кредитов муниципальными образованиями региона и остатки средств на едином счете бюджета. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.
Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 67,8%, совокупные обязательства региона на отчетную дату – 46,5 млрд рублей, что на 3,0% ниже аналогичной даты прошлого года. На 01.07.2020 долговые обязательства региона остались на том же уровне, что и на начало года. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 53%, банковских кредитов – 36%, облигационных займов – 11%. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 36,0%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.05.2020 погашению подлежит 15,7% совокупного долга. Расходы на обслуживание долга в 2019 году составили 1,8 млрд рублей, что на 5,2% ниже уровня 2018 года. В условиях волатильности ключевой ставки регион в 2019 году провел процедуру перекредитования, средняя процентная ставка по привлеченным банковским кредитам снижена с 8,27% годовых до 7,13%. За истекший период 2020 года средняя процентная ставка по действующим кредитным договорам снижена с 7,13% годовых до 6,79%. По итогам проведенной работы экономия расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в 2020 году составит порядка 35,4 млн рублей. Кроме того, у региона имеется доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года, составил 104,0 млрд рублей, объем расходов бюджета – 104,1 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Саратовской области был впервые опубликован 16.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.01.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Саратовской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Саратовской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Саратовской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.