Рейтинговые действия, 16.07.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Нижегородской области на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 июля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Нижегородской области на уровне ruА. Прогноз по рейтингу - стабильный. 

Нижегородская область (далее – область, регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Регион представляет собой крупный индустриальный центр, характеризующийся диверсифицированной экономикой с акцентом на обрабатывающие производства (около трети ВРП). В структуре обрабатывающих производств основное место занимают нефтепереработка, металлургия и производство автотранспортных средств. Кроме того, существенную долю в структуре экономики занимает оптовая и розничная торговля.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке, за 2019 год составил 1,5 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 3,0% выше результатов предыдущего года. Показатели благосостояния находятся также на высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил 460,0 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,1%, что ниже на 0,1 п.п уровня 2018 года и на 0,5 п.п. среднероссийского, среднемесячная заработная плата – 35,2 тыс. рублей, что на 6,9% выше по сравнению с 2018 годом. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 составил 0,836, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 3202,9 тыс. человек, что на 0,4% ниже, чем на 01.01.2019. За последние 5 лет численность региона сократилась более чем на 60 тыс. человек. Основными причинами является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 257,3 млрд рублей и продемонстрировал рост на 8,3% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, который обусловлен существенным ростом инвестиций в крупных обрабатывающих производствах, а также в сфере связи и информационных технологиях. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 16,7%.

Регион характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области превышает 80%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 33,6%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,8%, акцизы – 13,1%, налог на имущество организаций – 7,8%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 5,0% в налоговых доходах. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 11,2% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 8,7%, а трансферты из федерального бюджета на 24,1%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по НДФЛ (+6,3%), налогу на прибыль организаций (+14,3%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+16,6%), акцизам (+18,8%). При этом, наблюдается снижение поступлений по налогу на имущество организаций (-16,9%). Рост поступлений по НДФЛ связан с увеличение номинальной начисленной заработной платы одного работника по полному кругу организаций, по налогу на прибыль организаций – с увеличением платежей крупных налогоплательщиков области АО «Выксунский металлургический завод»,  ООО «Русвинил», ООО «МФИ СОФТ», Филиал №1 ОАО Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и др. Увеличение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, произошло в результате увеличения налоговой базы и количества налогоплательщиков, по акцизам – за счет увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета. Снижение поступлений по налогу на имущество организаций обусловлено исключением из налогооблагаемой базы движимого имущества с 01.01.2019. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 2,1 раза), субвенциям (+25,2%) и иным межбюджетным трансфертам (+13,9%). Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.

Расходы субъекта в 2019 году выросли на 18,0% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, на финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2019 году было направлено 113,6 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 12,8%, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах областного бюджета сократился на 2,9 п.п. В структуре расходов по итогам 2019 года произошли некоторые изменения, связанные с началом реализации в 2019 году национальных проектов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+35,0%), ЖКХ (+85,7%), культуре (+65,3%) и здравоохранению (+27,9%) по итогам 2019 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,2 п.п., 1,1 п.п., 0,4 п.п. и 0,7 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по образованию и социальной политике, при росте расходов на 8,1% и 9,9% соответственно их удельный вес сократился на 2,2 п.п. и 2,0 п.п. соответственно. 

Региональный бюджет на протяжении трех последних лет исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,5 млрд рублей или 0,4% ННД. Исполнение бюджета в 2020 году ожидается с дефицитом в размере 18,3 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций и облигационные займы. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 74,7 млрд рублей, что составляет 51,3% от ННД за предшествующие 12 месяцев. По итогам 2020 года, при исполнении бюджета с заложенным в законе дефицитом, уровень долговой нагрузки ожидается на уровне 55,7% от ННД. Долговой портфель сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляет 60,6%, бюджетных кредитов – 25,4%, банковских кредитов – 13,8%, государственных гарантий – 0,2%. Низкая диверсификация долгового портфеля оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга, предстоящего к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2020 составляет 24,5% от совокупного долга региона. В регионе все еще отмечается умеренно высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 2,9%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2019 году снизились на 0,2 млрд рублей. Кроме того, агентство отмечает высокие показатели ликвидности: у региона имеются открытые банковские линии и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 179,6 млрд рублей, объем расходов – 179,1 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Нижегородской области был впервые опубликован 05.02.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.01.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Нижегородской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Нижегородской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Нижегородской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023