Москва, 14 июля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный.
Изменение прогноза по рейтингу обусловлено высокой неопределенностью на фоне развития пандемии коронавируса, и как следствие, ожидаемым ухудшением показателей финансовой устойчивости региона при негативном сценарии развития экономики.
Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 372,0 млрд рублей, что на 3,9% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах, ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, сложился в размере 301,5 тыс. рублей, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2019 года составил в регионе 3,8%, что на 0,1 п.п. выше уровня 2018 года и на 0,8 п.п. ниже среднероссийского. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1229,8 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось почти на 30 тыс. человек. Основными причинами снижения численности населения являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020, по оценке, составил 0,870, что существенно выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил, по оценке, 36,8 млрд рублей, что соответствует уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 10,1%. В регионе созданы ОЭЗ «Ульяновск», ТОСЭР «Димитровград», 4 индустриальных парка, промышленная зона, агропромышленный парк. ОЭЗ «Ульяновск» – единственная аэропортовая особая экономическая зона в России, на территории которой развиваются авиационные виды деятельности. По итогам первого квартала 2020 года в регионе объем инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 2 раза и продемонстрировал наибольший рост среди субъектов РФ.
Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета и позитивно оценивает стабильную базу налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), доля которых в доходах бюджета области стабильно превышает 70%. По итогам 2019 года доля ННД составила 76,7%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают акцизы – 35,1%, налог на прибыль организаций – 24,6%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 25,4%. Структура налоговой базы области умеренно концентрированная: на долю крупнейшего налогоплательщика ООО «Завод Трёхсосенский» – приходится более 15,2% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 5,9% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 3,7%, а трансферты из федерального бюджета на 13,3%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+14,1%), НДФЛ (+3,3%), акцизам (+15,2%). При этом, наблюдается снижение поступлений по налогу на прибыль организаций (-8,1%) и налогу на имущество организаций (-7,2%). Рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения связан с увеличением налоговой базы и количества налогоплательщиков, поступления по акцизам выросли в результате увеличения объёмов производства и норматива зачисления доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации по крепкой алкогольной продукции, по НДФЛ – за счет увеличения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2019 год. Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено возвратом налогоплательщикам средств, числящихся в переплате в сумме 1,1 млрд рублей, что больше суммы возвратов за 2018 год на 0,3 млрд или на 37,7%, по налогу на имущество организаций – в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения с 01.01.2019. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+31,9%) и иным межбюджетным трансфертам (в 2,6 раза). Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.
Расходы субъекта в 2019 году выросли на 11,9% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорт в 2019 году было направлено 41,2 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 8,5%, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах областного бюджета сократился на 2,1 п.п. В структуре расходов по итогам 2019 года произошли некоторые изменения, связанные с началом реализации в 2019 году национальных проектов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+25,7%) и здравоохранению (+57,4%) по итогам 2019 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 1,9 п.п. и 2,7 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по образованию и социальной политике их удельный вес сократился на 3,7 п.п. и 2,7 п.п. соответственно.
Региональный бюджет по итогам 2019 года исполнен с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей или 5,0% ННД. Исполнение бюджета в 2020 году также ожидается с дефицитом. Прогнозируется дефицит в размере 2,1 млрд рублей или 4,3% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться облигационные займы и банковские кредиты. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.
Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 53,4%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 24,9 млрд рублей. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляет 42,3%, бюджетных кредитов – 36,9%, облигационных займов – 20,1%, государственных гарантий – 0,7%. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 34,3%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.01.2020 составляет 18,2% от совокупного долга региона. В регионе все еще отмечается высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 2,4%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 60,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 63,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.01.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.