Москва, 21 февраля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Красноярск является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет». Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ по итогам 2019 года составил 410 млрд руб. В структуре отгруженных товаров и услуг металлургический сектор формирует порядка 60%. Такая высокая концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Уровень благосостояния также оценивается на высоком уровне: уровень безработицы составил всего 0,3%, средняя заработная плата – 46,1 тыс. руб.
Объем инвестиций города по итогам 2018 года составил 88,8 млрд руб., в том числе за счет бюджетных средств – 28,3 млрд руб. В последние пару лет инвестиционную активность города поддерживала активная фаза подготовки к проведению на территории города зимней Универсиады в 2019 году. В ходе подготовки к этому событию город получил новые скверы и парки, озеленение, благоустроенные дворы, отремонтированные магистрали и улицы, стильный центр города, развязки и пешеходные переходы, иллюминацию, обновленные фасады знаковых объектов. Универсиада оставила городу спортивные объекты, готовые для проведения международных соревнований. По предварительной оценке, в 2019 году всего в городскую экономику инвестировано 72,9 млрд руб., в том числе за счет бюджетных средств – 13,5 млрд руб. Спад инвестиционной активности в 2019 году связан с завершением строительства объектов зимней Универсиады 2019 года, в том числе уменьшением финансирования из вышестоящих бюджетов.
По итогам 2019 года налоговые и неналоговые доходы (далее - ННД) в структуре доходов бюджета города занимают 44,8%. План по поступлениям ННД по итогам 2019 года был исполнен на 95,1%. Несмотря на недовыполнение плановых показателей по ННД отмечается их ежегодный прирост на 5,7%, который обеспечивается за счет увеличения налоговых доходов: НДФЛ на 9,8%, налог на прибыль на 17,5%. Высокоразвитый промышленный сектор обеспечивает сильную налоговую базу городу. Город характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков приходится порядка 10% ННД. Основной рост наблюдается по отраслям добычи полезных ископаемых, металлургии, оптовой и розничной торговле, транспортировке и хранению.
По итогам 2019 года план по расходам был исполнен на 96,3%. Структура расходов бюджета города имеет социальную направленность. Расходы отраслей социальной сферы составляют в общем объеме расходов около 70%. Красноярск получает незначительный объем финансовой помощи в форме дотаций от Красноярского края, поскольку бюджетная обеспеченность города выше, чем у других муниципальных образований региона. Бюджет города по итогам 2019 года был исполнен с дефицитом на уровне 1,9% ННД, который был покрыт за счет бюджетного кредита, и остатков на начало года. Муниципалитет обладает высоким уровнем ликвидности, которая в том числе подтверждается прогнозируемыми остатками средств на счетах, открытыми кредитными линиями и доступом к кредитам УФК и бюджетным кредитам краевого бюджета.
По состоянию на 01.01.2020 объем долговых обязательств составил 11,9 млрд руб., отношение долга к налоговым и неналоговым доходам 77,3%, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Все заемные средства привлекались городом под инвестиционные проекты для целей развития города. Отношение расходов на обслуживание долга к налоговым и неналоговым доходам за 2019 год снизилось практически в 2 раза и составило 3,2% против 6,2% годом ранее. Экономии на процентных платежах удалось добиться в результате увеличения доли бюджетных кредитов в структуре долга и снижению процентных ставок по банковским кредитам. Около 90,8% долговых обязательств предоставлены коммерческими кредитами, остальная часть долга бюджетными кредитами. Риски рефинансирования на горизонте 12 месяцев минимизированы в результате проведения торгов по кредитованию бюджета и удлинению сроков коммерческих кредитов.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 34,4 млрд руб., объем расходов бюджета – 34,7 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Красноярска присвоен впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Красноярску дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.