Москва, 20 февраля 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ямало-Ненецкого автономного округа на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее – ЯНАО, регион, округ) – субъект Российской Федерации, который относится к районам Крайнего Севера и входит в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 769,3 тыс. кв. км, административный центр – г. Салехард. ЯНАО представляет собой опорную зону развития Арктической зоны РФ, предназначение которой состоит в реализации транзитного потенциала, развитии промышленной и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути. Экономика округа представлена как промышленным производством и строительством, так и торговлей, транспортом и связью. Ведущими отраслями промышленности выступают добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, а также производство электроэнергии, газа и воды. В свою очередь, добыча нефти и газа является крупнейшей отраслью в структуре ВРП округа. Регион занимает ведущее место в РФ по запасам природного газа (60%) и нефти (14%). Тем не менее, сырьевые преимущества региона и высокая концентрация экономики на одной отрасли несут в себе риски, связанные с зависимостью от волатильности цен на рынке углеводоров, что находит отражение в финансовом положении региона и влияет на доходную часть бюджета. Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по предварительной оценке округа, составил 3,4 трлн руб., а ожидаемый прирост ВРП в действующих ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – около 7,7%.
Инвестиционная деятельность в регионе, в основном, связана с развитием нефтегазового комплекса и инфраструктурных отраслей. К перспективному направлению в экономике региона в ближайшие несколько лет будут относится производство и экспорт сжиженного природного газа в ходе реализации крупных инвестиционных проектов, в частности, таких, как «Ямал-СПГ» и «Артик СПГ-2». Регионом планируется дальнейшее стимулирование инвестиционной активности в области ТЭК региона, а также в области туризма и агропромышленного комплекса. Следует отметить, что ЯНАО входит в число лидеров среди субъектов РФ по объему поступающих инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2019 года по предварительным сведениям региона составил 1,1 трлн руб., а прирост к уровню прошлого года – около 13% в действующих ценах, при этом ожидаемый прирост инвестиций в 2020 году планируется в размере 8%. Отношение указанного показателя по инвестициям к ВРП в сумме за 2017-2019 гг. в среднем составило 35,3%.
Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Регион относится к числу немногих субъектов РФ, где наблюдается низкий уровень демографической нагрузки, которая, по расчетам агентства, на 01.01.2020 составила 0,550, что ниже среднего значения по РФ. Также агентство отмечает высокий уровень показателя ВРП на душу населения, который по оценке региона по итогам 2019 года составлял 6,3 млн руб., увеличение ВРП на душу населения по предварительным сведениям региона по итогам 2019 года составило около 7,2% в действующих ценах. В округе традиционно отмечается низкий уровень безработицы (по МОТ), составивший в октябре-декабре 2019 года 1,8%. Динамика численности населения в течение 2016-2019 гг. носит положительный характер – годовой темп прироста в среднем составил около 0,4 п. п., а численность населения округа по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) достигла, по предварительным данным, 544 тыс. чел.
ЯНАО характеризуется высокой бюджетной обеспеченностью – по итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета округа составила 95,8%. Благоприятный налоговый режим для инвесторов в регионе, наличие налоговых льгот для компаний, реализующих инвестиционные проекты, в том числе проекты по СПГ, позволяют поддерживать налоговый потенциал округа, что находит свое отражение в структуре доходов бюджета. Основными бюджетоформирующими доходами являются налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и налог на доходы физических лиц, которые обеспечили в 2019 году 44%, 31% и 16% всех поступлений соответственно. Агентство отмечает сохранение рисков налоговой базы, связанных с высокой концентрацией поступлений от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Газпром», обеспечившего в 2019 году 26,2% налоговых доходов бюджета.
По итогам 2019 года доходы бюджета региона увеличились на 10,1% к уровню 2018 года, при этом налоговые и неналоговые доходы продемонстрировали положительную динамику, увеличившись на 16,1%, что было обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций в размере 29,2% в результате улучшения финансовых показателей деятельности и роста прибыли основных налогоплательщиков. В то же время трансферты из других бюджетов сократились на 11,8%, что в определенной мере стало следствием значительного снижения объема дотаций в отчетном году на фоне более высоких значений 2018 года, когда региону была предоставлена дотация в сумме 3,5 млрд руб. в целях компенсации будущих потерь в связи с отменой налога на движимое имущество организаций в 2019 году. Помимо этого, в 2018 году регион получил дотацию в размере 965,5 млн руб. в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций.
По итогам 2019 года бюджет региона был исполнен с профицитом в сумме 30,4 млрд. руб., что составило 13,6% ННД. На протяжении 2017-2018 гг. бюджет также исполнялся с профицитом, в 2020 году планируется бездефицитное исполнение бюджета. В отчетном году наблюдался рост расходов бюджета округа на 21,6%, что превышает темпы прироста доходов на 11,5 п. п. Одним из факторов роста расходов в отчетном году стала реализация региональных проектов в целях исполнения приоритетных национальных проектов (программ). В 2020-2022 гг. в ЯНАО будет реализовываться 45 региональных проектов в рамках 11 национальных программ. В структуре расходов бюджета округа в отчетном году наибольшие доли приходились на жилищно-коммунальное хозяйство (20,0%), национальную экономику (19,7%), образование (18,1%) и социальную политику (12,6%). Доля капитальных расходов региона в общем объеме расходов бюджета в 2019 году составила 8,7%, что положительно влияет на гибкость расходной части бюджета региона.
Долговая нагрузка региона остается на низком уровне – на отчетную дату отношение долга к ННД за 2019 год составило 7,3%, а государственный долг составил 16,4 млрд руб. Следует отметить, что за период 2018-2019 гг. объем долговых обязательств округа сократился на 35%. Структура долгового портфеля региона на отчетную дату, как и прежде, представлена, по большей части облигациями, доля которых на 01.01.2020 составила 79%. У региона в обращении имеется три облигационных займа, по двум из которых на сумму 960,7 млн руб. эмитентом выступает Департамент финансов ЯНАО, а по третьему облигационному займу на 12 млрд руб. –сам округ. Объем государственных гарантий, выданных регионом ООО «ЯмалСтройИнвест», на отчетную дату составил 3,5 млрд руб. или 21% долга. Расходы на обслуживание долга округа в 2019 году составили 0,6% ННД. В декабре 2020 года региону предстоит погашение 6 млрд руб. в рамках одного из облигационных займов, с учетом этого объем краткосрочного долга округа на начало года составил 36,6% от общей суммы государственного долга. Принимая во внимание, высокую бюджетную обеспеченность региона, наличие свободных остатков денежных средств на счетах, включая депозитные счета, ликвидность бюджета региона на горизонте ближайших 12 месяцев к отчетной дате прогнозируется на высоком уровне.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года 234,0 млрд руб., объем расходов – 203,5 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 15.09.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.08.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, кредитный рейтинг является незапрошенным. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ямало-Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.