Рейтинговые действия, 19.02.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 19 февраля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Адыгея (далее – регион, республика, субъект) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру, к ключевым направлениям относятся обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, а также сельское хозяйство, основными составляющими которого являются растениеводство (60%) и животноводство (40%). Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленности региона. Помимо этого, территория республики богата углеводородным сырьем (природный газ, нефть и газовый конденсат), значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. В настоящее время в республике разрабатываются Кошехабльское и Майкопское газоконденсатные месторождения, а добытый природный газ реализуется в газотранспортную систему ПАО "Газпром". Также в республике находятся пять водохранилищ, и имеются большие запасы минеральных и термальных вод. Субъект характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2018 год, по предварительным сведениям региона, составил 110 млрд руб., а ожидаемый прирост ВРП в действующих ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – около 4,6%.

Инвестиционный потенциал республики сосредоточен на приоритетных с точки зрения привлечения инвестиций секторах экономики – агропромышленном комплексе, стройиндустрии и туризме. В число перспективных «зеленых» проектов региона входят такие направления, как строительство ГЭС на водосбросе Краснодарского водохранилища, а также строительство первого в РФ ветропарка на границе Гиагинского и Шовгеновского районов республики, которое проводится одной из дочерних компаний ГК «Росатом». Особое внимание в регионе уделяется реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» ввиду существенного вклада этой категории хозяйствующих субъектов в экономику региона. Прирост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) республики по итогам 2019 года по предварительным сведениям региона составил около 12% в действующих ценах, ожидаемый прирост в 2020 году – около 6%. Отношение этого показателя к ВРП в сумме за 2017-2019 гг. в среднем составило 21,6%.

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством консервативно. Рейтинговую оценку ограничивает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 составил 0,841, что превышает среднее значение по РФ. Также агентство отмечает низкий уровень показателя ВРП на душу населения, который по оценке региона по итогам 2018 года составлял 243 тыс. руб., по итогам 2019 года увеличение показателя по предварительным сведениям региона составило около 3,2%. Ситуация на рынке труда отличается высоким уровнем безработицы, составившим в среднем 8,8% (по МОТ) за период 2016-2018 гг., что оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит положительный характер – годовой темп прироста в среднем составил около 0,5 п. п., а численность населения республики по состоянию на 01.01.2020 достигла 463 тыс. чел.

По итогам 2019 года бюджет региона был исполнен с дефицитом в сумме 312,5 млн. рублей, что составило 2,8% налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД). Параметры бюджета республики на 2020 год также предполагают дефицитное исполнение в размере 9,5% ННД. Республика Адыгея характеризуется умеренно высокой зависимостью бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2018 года доля ННД в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 46%. В структуре налоговых поступлений республики в отчетном году преобладающее место сохраняют за собой налог на доходы физических лиц (32,9%), налог на прибыль организаций (22,1%) и акцизы (24,7%), в частности, на алкогольную продукцию и доходы от уплаты налогов на нефтепродукты (топливо). Агентство отмечает риски доходной части бюджета республики, связанные с концентрированной структурой налоговой базы – поступления от крупнейшего налогоплательщика превышают 20% в налоговых доходах бюджета.

По итогам 2019 года доходы бюджета региона увеличились на 21,5% к уровню 2018 года, меньший прирост показали собственные доходы, которые увеличились на 11,8%, в том числе НДФЛ – на 21,1%, акцизы – на 5,0%, а также налог на имущество – на 7,3%. Увеличение объема трансфертов из других бюджетов в отчетном году составило 30,6%, при этом значимое влияние оказал существенный прирост субсидий и субвенций в размере 51,4% и 20,5% соответственно к уровню 2018 года, направленных на поддержку МСП и развитие туризма, а также на социальную сферу, образование. Также в отчетном году наблюдался значительный рост расходов региона на 25,5%. Республиканский бюджет характеризуется социальной направленностью, а в числе расходов наибольшие доли в отчетном году приходились на образование и социальную политику в размере 23,5% и 21% соответственно, а также на национальную экономику – 21% всех расходов. Агентство позитивно оценивает гибкость расходной части бюджета республики, учитывая, что доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2017-2019 гг. составляла в среднем 13,7%.

Регион обладает низким уровнем долговой нагрузки, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга к ННД на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) за предшествующие 12 месяцев составило 41,4%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 3,7 млрд руб. В течение 2019 года объем долга региона существенно не изменился. В структуре долгового портфеля республики на отчетную дату около 46% обязательств приходилось на бюджетные кредиты и 54% на кредиты коммерческих банков, в том числе на ПАО «Сбербанк» – 40%. За последние 3 года (2017-2019 гг.) регион сократил свою задолженность по бюджетным кредитам на 20,5%, а в 2020 году планируется осуществить привлечение кредитов коммерческих банков, доля которых в общем объеме долга республики на 01.01.2021 ожидается в размере 67%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, расходы на обслуживание государственного долга региона в 2019 году составили 1,3% ННД (в 2018 году – 1,1% ННД).

Риски ликвидности бюджета республики на горизонте ближайших 12 месяцев к отчетной дате характеризуются как повышенные, что обусловлено возникновением дисбаланса между свободными источниками ликвидных средств бюджета и краткосрочными долговыми обязательствами. По оценке агентства, по состоянию на 01.01.2020 к погашению приходится 32,4% долга региона, преимущественная часть которого относится на платежи по погашению кредита в ПАО "Сбербанк" на сумму 1 млрд руб. в ноябре 2020 года. Для покрытия долговых обязательств регион направит часть средств в размере 1 млрд руб., которые планируется привлечь в ходе получения кредитов коммерческих банков на сумму 2,1 млрд руб. в 4 квартале 2020 года по результатам проведения аукционов, целевое назначение которых состоит в частичном покрытии дефицита республиканского бюджета.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года согласно предварительным сведениям региона об исполнении бюджета составил 24,3 млрд руб., объем расходов – 24,6 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.08.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023