Москва, 18 декабря 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу – негативный.
Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 362,2 млрд рублей, что на 4,5% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 344,9 млрд рублей или на 4,8% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. Кроме того, в январе-сентябре 2020 года наблюдается снижение промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (индекс промышленного производства в январе-сентябре 2020 года составил 91,7% к соответствующему периоду предыдущего года). Снижение обусловлено резким падением спроса и, соответственно, продаж, из-за ситуации с пандемией коронавируса. По итогам 2020 года регион ожидает индекс промышленного производства на уровне 100,0%.
Давление на рейтинговую оценку оказывают умеренно низкий объем ВРП на душу населения, негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. По итогам 2019 года, по оценке, ВРП на душу населения сложился в размере 293,6 тыс. рублей, что на 4,9% выше уровня 2018 года в действующих ценах. В 2020 году ожидается снижение ВРП на душу населения до 281,3 тыс. рублей или на 4,2% в действующих ценах, что обусловлено прогнозируемым снижением ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1229,8 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось почти на 30 тыс. человек. Основными причинами снижения численности являются естественная и миграционная убыль. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,828, что выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 64,4 млрд рублей. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 19,9%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2019 года составил в регионе 3,8%, что на 0,1 п.п. выше уровня 2018 года и на 0,8 п.п. ниже среднероссийского, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. Однако, на фоне влияния коронакризиса, по итогам 2020 года ожидается рост уровня безработицы до 5,0%.
Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета, по итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов составила 76,7%. По итогам 2020 года ожидается снижение доли до 64,2% или на 12,5 п.п., что связано с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, а также прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 4,6%. Наибольшее снижение в структуре ННД прогнозируется по налогу на прибыль организаций (-27,8%) и налогу на имущество организаций (-12,9%). По итогам 2020 года ожидается рост доходов на 14,0%, что обусловлено увеличением трансфертов в 1,8 раза. Структура налоговой базы области умеренно концентрированная: на долю крупнейшего налогоплательщика ООО «Завод Трёхсосенский» – приходится более 15,2% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. Агентство сохраняет негативный прогноз по рейтингу, так как ожидаемое сокращение объема налоговых поступлений на фоне кризисных явлений может оказать давление на финансовую устойчивость региона.
За десять месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в основном за счет роста трансфертов в 1,9 раза, поступления по ННД остались на уровне января-октября 2019 года. Значительное снижение поступлений в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-22,9%) и налогу на имущество организаций (-20,8%). По налогу на прибыль падение поступлений связано с существенным снижением перечислений налога организациями, осуществляющими производство контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также организациями оптовой торговли. По налогу на имущество организаций – в связи с предоставлением отсрочки субъектам наиболее пострадавших отраслей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Положительную динамику в структуре налоговых доходов за январь-октябрь 2020 года к аналогичному периоду 2019 года продемонстрировали налог на доходы физических лиц (+6,0%), акцизы (+18,0%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+8,8%). В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в 2,1 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 2,1 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики.
Расходы региона в январе-октябре 2020 года выросли на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение десяти месяцев 2020 года было направлено 41,1 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 23,3%. В структуре расходов по итогам десяти месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,7 раза) в январе-октябре 2020 их удельный вес вырос в общем объеме расходов на 3,4 п.п. По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 20,7% по сравнению с 2019 годом и составят 76,3 млрд рублей.
Региональный бюджет по итогам 2019 года был исполнен с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей или 5,0% ННД. По итогам 2020 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом 15,6% ННД. Источниками покрытия дефицита будут являться облигационные займы и банковские кредиты.
По состоянию на 01.01.2020 долговой профиль региона характеризовался умеренно низким уровнем долговой нагрузки – 53,4% ННД, совокупные обязательства региона составили 24,9 млрд рублей. По итогам 2020 года ожидается рост государственного долга до 33,9 млрд рублей, долговой нагрузки до 76,1% ННД, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 был сформирован преимущественно из банковских кредитов, доля которых составляла 42,3%, бюджетных кредитов – 36,9%, облигационных займов – 20,1%, государственных гарантий – 0,7%. В течение 2020 года структура долгового портфеля претерпит изменения, в связи с привлечением облигационных займов. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 34,3%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.11.2020 составляет 18,5% от совокупного долга региона. В регионе отмечается высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2019 год составило 2,4%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. В 2020 году планируется их увеличение до 2,9% ННД, что связано с увеличением рыночных обязательств в долговом портфеле.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 60,8 млрд рублей, объем расходов бюджета – 63,2 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.07.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.