Москва, 20 августа 2020 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу изменен со стабильного на негативный.
Изменение прогноза по рейтингу обусловлено высокой неопределенностью на фоне коронавирусной пандемии, и как следствие, ожидаемым ухудшением показателей финансовой устойчивости региона при негативном сценарии развития экономики.
Кировская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика области несырьевая, но с существенным вкладом видов деятельности, связанных с использованием естественных природных ресурсов (агропромышленный и лесопромышленный комплексы). В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: химическое производство, машиностроение, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 347,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся также на умеренно низком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 274 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,8%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 1262,4 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 30 тыс. человек. Сокращение численности происходит как за счет достаточно высокого уровня смертности, так и по причине миграционной убыли населения (с преобладанием лиц молодого трудоспособного возраста). Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,948, что существенно выше среднероссийского показателя. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил 63,3 млрд рублей, что на 18,6% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Несмотря на то, что инвестиции продемонстрировали рост, среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 17,0%. На территории области действуют две территории опережающего социально-экономического развития «Вятские Поляны» и «Белая Холуница».
Агентство отмечает умеренно высокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета по итогам 2019 года составила 56,6%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 6,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов по итогам 2019 года наибольшую долю занимали налог на прибыль организаций – 25,3% и налог на доходы физических лиц – 38,2%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы региона: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,4%. По состоянию на 01.07.2020 доходы бюджета региона выросли на 15,8% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе трансферты из федерального бюджета в 1,6 раза, а вот поступления по ННД снизились на 11,8%. Наибольшее снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль (-38,4%), что связано с сокращением прибыли предприятий в связи с простоем из-за коронавирусной пандемии. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по иным межбюджетным трансфертам (в 3 раза) и дотациям (в 1,6 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года ожидается увеличение доходов бюджета почти на 4,9%, что обусловлено в основном увеличением трансфертов из федерального бюджета на 13,4%, т.к. по ННД ожидается снижение поступлений на 5,9%.
Расходы региона в первом полугодии 2020 года выросли на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 21,0 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 14,8%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение, который составил 1,3 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с борьбой с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 2,3 раза) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,7 п.п. Значительное снижение доли наблюдается по образованию и социальной политике, их удельный вес сократился на 4,1 п.п. и 1,1 п.п. соответственно.
Региональный бюджет три последних года исполнялся с профицитом. В 2019 году профицит составил 5,0% ННД, что на 0,5 п.п. выше уровня 2018 года. В 2020 году планируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 3,2 млрд рублей или 10,0% ННД, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке. Основным источником финансирования дефицита в 2020 году будут являться остатки средств на счетах бюджета.
Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 оценивается как умеренно высокая: совокупный объем долгового портфеля составил 24,3 млрд рублей, что составляет 72,2% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2019 году регион снизил объем государственного долга на 0,8 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 9,2 п.п., в том числе из-за роста ННД. По итогам 2020 года ожидается увеличение долговой нагрузки на 2,1 п.п., в связи с прогнозируемым снижением поступлений по ННД на фоне развития пандемии, что негативно отразиться на рейтинговой оценке. За последние три года структура долга существенно не изменилась. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 61,7% и банковских кредитов – 38,3%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует умеренно низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 1,7%. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 38,3%). График погашения обязательств оценивается как некомфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.07.2020 погашению подлежит 28,9% совокупного долга. Область активно использует краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средства бюджетов, что позволяет финансировать временные кассовые разрывы, возникающие в ходе исполнения областного бюджета, с минимальными расходами на обслуживание государственного долга. В целях покрытия временных кассовых разрывов также используется возобновляемая кредитная линия с лимитом задолженности 3 млрд рублей с «плавающей» процентной ставкой.
Объем доходов бюджета по итогам 2019 года, составил 59,5 млрд рублей, объем расходов бюджета – 57,8 млрд рублей.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Кировской области был впервые опубликован 06.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.02.2020.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Кировской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Кировской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Кировской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.