Рейтинговые действия, 30.04.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Бурятия (далее – регион, республика) входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Площадь территории республики составляет 351 тыс. кв. км, административный центр – г. Улан-Удэ. Экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают оптовая и розничная торговля, транспортировка и хранение, а также обрабатывающие производства. Наибольший вес в составе обрабатывающих производств приходится на производство прочих транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий.

Социально-экономическое положение республики оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП региона за 2019 год (далее – отчетный год) оценивается в сумме 239 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 1,7% выше, чем в 2018 году. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке, 50,7 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем 2018 году, а за последние 3 года (2017-2019 гг.) эти инвестиции формировали 16,8% ВРП. В отчетном году основными ориентирами для инвестиций стали проекты в сфере транспортно-логистического комплекса, энергетики, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Развитие отрасли добычи полезных ископаемых имеет важное значение для промышленности республики. Регион располагает значительной сырьевой базой урана (Хиагдинское рудное поле), запасами бурого и каменного угля (Тугнуйский угольный разрез), свинца и цинка (24% и 48% балансовых запасов РФ), освоение последних в полной мере планируется начать к 2024 году после ввода в эксплуатацию горно-обогатительного комбината на Озерном месторождении полиметаллических руд, инвестиции в создание которого оцениваются в размере 77,5 млрд руб. Наряду с этим в регионе осуществляется золотодобыча, перспективы дальнейшего развития которой связаны с необходимостью проведения геологоразведочных работ. Помимо этого, в 2020 году в республике начнется добыча флюорита (плавикового шпата) на Эгитинском месторождении, запасы которого составляют около 16% от общероссийских.

Численность населения региона по состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) составила, по оценке, 986,1 тыс. чел. За последние 5 лет численность увеличилась на 7,6 тыс. чел., а на сдерживание оттока населения и увеличение рождаемости оказывают влияние меры социальной поддержки, предусмотренные для Дальнего Востока и ставшие доступными после вхождения региона в Дальневосточный федеральный округ. Давление на рейтинговую оценку оказывает уровень безработицы, который в отчетном году составил по республике 9,2% (по МОТ), что на 0,1 п. п. ниже уровня 2018 года. Демографическая нагрузка в республике в последние годы остается на достаточно высоком уровне, на отчетную дату ее значение составило 0,825. Средняя заработная плата в регионе в отчетном году была на уровне 39 тыс. руб., что выше уровня 2018 года на 1,4 % в реальном выражении.

Регион, как и ранее, характеризуется низкой собственной бюджетной обеспеченностью. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов республиканского бюджета составила 39,5%. В отчетном году объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ в бюджете региона составил 43,2 млрд руб. или 60,5% доходов бюджета республики, что на 39,9% больше, чем в 2018 году. Наибольший рост показали субсидии, доля которых в трансфертах из других бюджетов составляет 21,9%, увеличившиеся в отчетном году более, чем в 2 раза, в связи с выделением субсидий на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных образовательных учреждениях, новых мест в общеобразовательных организациях, в частности, для ликвидации третьей смены обучения. Также значительный рост продемонстрировали иные межбюджетные трансферты, имеющие долю в структуре трансфертов в размере 17,8%, объем которых увеличился в 4 раза. Увеличение объема иных межбюджетных трансфертов было обусловлено передачей бюджету региона средств на реализацию мероприятий плана социального развития центров экономического роста, расположенных на территории республики, в связи с её вхождением в состав Дальневосточного федерального округа, которые составили 47,1% иных межбюджетных трансфертов, а также на реализацию национальных проектов. 

Увеличение объемов поддержки бюджета региона со стороны вышестоящего бюджета, а также рост поступлений ННД в отчетном году (+8,4%) обеспечили существенный прирост совокупных доходов бюджета на 25,3% по сравнению с предыдущим годом. В структуре ННД региона преобладающее место в отчетном году сохранили за собой налог на прибыль организаций (28,4%) и налог на доходы физических лиц (36,2%), а также налог на имущество организаций (12,1%) и акцизы (10,7%). Рост поступлений ННД в отчетном году был обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (+16,9%) и по акцизам (25,7%). Налог на прибыль организаций показал прирост в связи с увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков республики, в том числе от организаций промышленности и железнодорожного транспорта. Прирост по акцизам был обусловлен увеличением поступлений доходов на нефтепродукты и крепкую алкогольную продукцию, распределяемых в централизованном порядке, за счет увеличения нормативов их зачисления в бюджеты субъектов РФ, в том числе в целях частичной компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов в результате изменений федерального законодательства по исключению движимого имущества из объектов налогообложения. Налоговая база региона по-прежнему характеризуется умеренно диверсифицированной структурой налогоплательщиков, на долю крупнейшего в отчетном году пришлось 8,3% налоговых доходов бюджета.

Также в отчетном году наблюдался существенный рост расходов регионального бюджета, которые увеличились по сравнению с 2018 годом на 24,8%. Структура расходов региона, как и ранее, характеризуется социальной направленностью, а наибольшие доли в составе расходов в отчетном году приходились на образование и социальную политику в размере 29,4% и 22,6% соответственно, а также на национальную экономику – 14,8% всех расходов. Наибольший прирост расходов отмечается по секторам: образование (+45,4%), национальная экономика (+33,8%), здравоохранение (+24,7%). Агентство позитивно оценивает гибкость расходной части бюджета республики, учитывая, что доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2017-2019 гг. составляла в среднем 13,3%.

Сбалансированность бюджета республики в отчетном году оценивается агентством позитивно. Исполнение бюджета было практически бездефицитным (-0,1% ННД), как и годом ранее, хотя изначально планировался дефицит в размере 2,6 млрд руб. (-9,6% ННД). Параметры бюджета на 2020 год предусматривают плановый дефицит в размере 3,4 млрд руб. (-11,7% ННД), что в определенной степени обусловлено более высокими ожидаемыми темпами прироста расходов (+9,6%) в сравнении с темпами прироста доходов (+4,9%). На текущий момент при оценке уровня рейтинга агентство учитывает, что на фоне пандемии коронавируса бюджетный дисбаланс может увеличиться в течение этого года как вследствие появления дополнительных расходов в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, так и ввиду возможного сокращения объемов поступлений ННД, которые будут подвержены влиянию кризисных явлений в экономике. Это, в свою очередь, принимая во внимание сложившуюся кризисную ситуацию, может привести к увеличению уровня долговой нагрузки региона.

По состоянию на отчетную дату долговой профиль региона отличался низким уровнем долговой нагрузки, а отношение долга к ННД за 2019 год составило 44,0%. Структура долговых обязательств была преимущественно представлена банковскими кредитами – 80,1% от совокупного долга. На бюджетные кредиты от Минфина РФ и государственные гарантии приходилось 18,1% и 1,8% соответственно. В течение 2020 года планируется рост государственного долга на 27,1% до 15,5 млрд руб., который будет обеспечивать финансирование дефицита республиканского бюджета. Регионом будут привлекаться дополнительные объемы банковских кредитов, общая сумма которых может увеличиться к концу года на 13,5% до 11,2 млрд руб., а также планируется выпуск облигаций на сумму 2 млрд руб. Расходы на обслуживание государственного долга республики в отчетном году составили 1,8% ННД, при этом на горизонте ближайших 12 месяцев от 01.03.2020 погашению подлежит 55,2% долговых обязательств региона.

Ликвидность бюджета на рассматриваемом горизонте, по оценке агентства, будет поддерживаться на достаточном уровне благодаря как казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, так и остаткам денежных средств на счетах. Кроме того, регион, как и ранее будет иметь доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 71,4 млрд руб., объем расходов – 71,4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023