Москва, 14 октября 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает территорию полуострова Камчатка, прилегающую к северу от полуострова часть материка, а также остров Карагинский и Командорские острова. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность, которая состоит в основном из производителей пищевых продуктов и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Край обладает небольшой по российским меркам региональной экономикой: за 2018 год объем ВРП по оценке региона составил 216 млрд руб., ВРП на душу населения 684 тыс. руб. Показатели благосостояния региона умеренно высокие: по итогам 2018 года средняя заработная плата составила 72,7 тыс. руб., уровень безработицы 4,9%.
Камчатский край является высокодотационным субъектом, доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета составляет порядка 70%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее собственные доходы) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. Край характеризуется низкой бюджетной обеспеченностью: по итогам 2018 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в составе доходов бюджета составила 29,9%. В структуре ННД порядка 61% формируют поступления по налогу на доходы физических лиц, существенная часть которых приходится на сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.
Значимая часть расходов бюджета приходится на финансирование субсидий юридическим лицам в сфере коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса и расходы на социальную сферу (здравоохранение, социальная политика и образование).
По итогам 2018 года профицит бюджета составил 2,9% ННД. Также регион демонстрирует отсутствие зависимости от крупнейшего налогоплательщика: на консолидированную группу налогоплательщиков приходится 3% налоговых доходов. По состоянию на 01.09.2019 областной бюджет был сведен с небольшим профицитом, однако из-за увеличения расходов в IV квартале, свойственного всей бюджетной системе России, ожидается дефицит бюджета по итогам года в пределах 1% ВРП.
Край характеризуется консервативной долговой политикой, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. По состоянию на 01.09.2019 соотношение долга к ННД составило 16,2%. Долговой портфель сформирован из облигационного займа (1 млрд руб. с погашением в 4 квартале 2024 г.) и из бюджетных кредитов (3 млрд руб. с погашением в 2034 г.). Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. По итогам 2018 года отношение расходов на обслуживание долга к собственным доходам составило 0,49%. В соответствии с действующим графиком обслуживания долга в период 30.06.2019-30.06.2020 предстоит к погашению 3,32% долга.
Объем доходов бюджета по итогам 2018 года составил 76,5 млрд руб., объем расходов бюджета – 75,8 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.04.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.12.2018).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Камчатского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.