Рейтинговые действия, 13.11.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Светофор Групп» на уровне ruBB
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 13 ноября 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Светофор Групп», на уровне ruBB. Прогноз по рейтингу - стабильный.

АО «Светофор Групп» (далее - «компания») является оператором образовательных услуг по подготовке водителей. По состоянию на конец 2018 года компания объединяла 67 учебных центров в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Москве, Подольске, Нижнем Новгороде, Курске и Челябинске. Практически вся сеть офлайн учебных классов находится в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Еще 4 учебных класса находятся в Нижнем Новгороде. Помимо традиционного формата обучения с посещением учебных классов, компания продвигает онлайн курсы обучения теории для сдачи экзаменов на водительские права.

Суммарный стоимостной объем российского рынка автошкол по разным источникам оценивается в 70 млрд руб. руб. в год. По данным компании на рынке оперирует порядка 8 тыс. компаний с 14-15 тыс. учебных классов. Исходя из этих данных доля компании на рынке оценивается меньше 1%, в среднем на одну российскую автошколу приходится 2 учебных класса. С учетом малой доли компании ее рыночные и конкурентные позиции по методологии агентства оцениваются как средние на деконцентированном рынке. Сами перспективы рынка оцениваются агентством сдержанно, поскольку с 2017 года произошел резкий спад количества выданных водительских прав. За период 2010-2016 годы в России в среднем ежегодно выдавалось 2,18 млн водительских прав, но в 2017 году количество выданных прав сократилось до 1,33 млн. В 2018 году было выдано 1,35 млн прав. Сокращение вызвано «демографической ямой» спада рождаемости в конце 1990-х годов, из-за чего уменьшилось количество людей, достигших в 2017-2018 годах возраста 18-ти лет. По демографической статистике в следующие несколько лет ожидается постепенное восстановление возрастной структуры в интервале 18-20 лет, но агентство исходит из сдерживающей оценки перспектив отрасли с учетом негативно-стагнационной экономической динамики доходов населения, влияющих на спрос на автомобили, что может уравновесить положительный демографический эффект прироста клиентской базы рынка. На оценку профиля бизнес-рисков компании положительно влияет отсутствие зависимости от крупных покупателей, поскольку большая часть клиентов — это физические лица.

За 2016-2018 годы согласно реклассифицированной РСБУ отчетности суммарные вложения компании в товарные знаки и разработку своей IT платформы для дистанционного обучения составили 175 млн руб. Компания продолжает нести существенные расходы на НИОКР: треть себестоимости по консолидированной отчетности в прошлые годы была сформирована этими затратами. Еще треть себестоимости — это расходная база по оказанию образовательных услуг. Расходными центрами по оказанию обучающих услуг выступают три сервисные компании, имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности. Сервисными компаниями напрямую владеет акционер АО «Светофор Групп», а не сама рейтингуемая компания. Все понесенные расходы выставляются этими связанным компаниям к оплате на АО «Светофор Групп» по агентским и сетевым договорам реализации образовательных программ. Внешняя выручка от учеников концентрируется исключительно на АО «Светофор Групп». АО «Светофор Групп» в качестве резидента Фонда «Сколково» освобождена от уплаты налога на прибыль до 2024 года.

Для целей расчета финансовых показателей агентство использовало реклассифицированную РСБУ отчетность в которой сведены все показатели АО «Светофор Групп» и сервисных компаний. Реклассификационные корректировки подразумевали добавление в расчеты скорректированной чистой прибыли и EBITDA рекламных и коммерческих расходов (в среднем около 30% выручки), которые до 2018 года не отражались в отчете о прибылях и убытках по РСБУ, но влияли на изменение капитала. Рентабельность по скорректированной EBITDA по итогам 2018 года составила 33%, а рентабельность продаж (ROS) по скорректированной чистой прибыли – 11,6%. Показатели рентабельности оказали положительное влияние на рейтинговую оценку. Основная разница между чистой прибылью и EBITDA это амортизация нематериальных активов с короткими сроками полезного использования. Поскольку компания постоянно осуществляет вложения в НИОКР, то агентство делает вывод, что более точно рентабельность бизнеса характеризует именно рентабельность по чистой прибыли, учитывающая амортизацию капиталовложений для поддержания современности IT платформы онлайн-обучения. Агентство при расчете показателей рентабельности опирается на фактическую расходную базу по РСБУ отчетности. По мнению компании большие расходы на НИОКР носят временный характер. В случае если будущие финансовые результаты покажут способность компании устойчиво выполнять стратегические планы без этих расходов, то оценка рентабельности бизнес-модели может быть в дальнейшем пересмотрена агентством.

Ключевой фактор, оказавший поддержку рейтинговой оценке это низкий уровень долговой нагрузки компании. На 30.06.2019 (далее - «отчетная дата») весь балансовый долг компании был представлен облигационным займом на 50 млн руб. со сроком погашения в октябре 2020 года. Согласно методологии дополнительно агентство классифицировало в долг приведенную стоимость обязательств компании по операционной аренде помещений и автодромов, поскольку эти расходы носят регулярный характер, и без них компания не может осуществлять свою операционную деятельность. С учетом этих двух компонентов долговая нагрузка компании оценивается как низкая, отношение долга на отчетную дату к скорректированной EBITDA за 2018 год составляет 1,1x (0,55x по балансовому долгу). Вместе с тем, погашение облигаций на краткосрочном временном горизонте в октябре 2020 года оказало сдерживающее влияние на оценку показателей текущей долговой нагрузки. Процентная нагрузка компании на низком уровне – отношение процентных расходов к EBITDA – 0,11x.

Ключевую область негативных факторов агентство усматривает в области корпоративных рисков компании. Компания не раскрывает в публичной плоскости консолидированную МСФО отчетность за последний год, и не проводила ее аудита за весь период отчетности: 2015-2018 годы. Агентство в ходе анализа обнаружило некоторые ошибки и несоответствия, допущенные при составлении аудированной РСБУ отчетности, что было учтено при оценке корпоративных рисков. Также компания не раскрыла агентству крупных контрагентов более половины всей расходной базы. Исходя из этого обстоятельства, и с учетом отсутствия аудиторского заключения по МСФО отчетности, информационная прозрачность компании была оценена на низком уровне.

Оценка стратегического обеспечения компании с учетом агрессивных планов будущего роста выручки и недооценки расходов оказала негативное влияние на рейтинг, что при этом не означает мнения агентства о невозможности реализации стратегии. Агентство в своей оценке обращает внимание на оптимистичность предпосылок, заложенных в планы роста, из которых в итоге сформирована оценка рыночной стоимости компании. Компания планирует выручить от продажи 22,3% своих акций на IPO порядка 250 млн руб. Практически столько же она планирует вложить в 4,1 тыс. сенсорных обучающих панелей-телевизоров, которые будет произведены в Китае. Половину панелей планируется использовать в собственной сети учебных классов, а половину компания планирует сдавать в аренду автошколам вместо бумажного учебного оснащения со ставкой до 5 тыс. руб. в месяц за одну панель. Одновременно компания собирается продвигать подписную модель платных уроков через приложение для смартфонов. Процесс обучения на смартфоне должен быть интегрирован в одну информационную экосистему с материалами, транслируемыми через обучающую панель.

По мнению агентства в финансовой модели компании не заложены расходы на рекламу и продвижение сети (исторически они составляли около 30% от выручки), недооценены иные административные и сервисные расходы. В обосновании рыночной стоимости компании по доходному методу также не учтены капитальные вложения в совершенствование IT платформы онлайн-обучения. Около 25% расходной базы компании это амортизация ранее понесенных капитальных затрат на НИОКР. Также в прогноз ликвидности финмодели не заложены выплаты дивидендов на всем горизонте прогнозирования, включая пост-прогнозный период, что противоречит публично озвученной дивидендной политике. Практически все источники ликвидности по этой финмодели в первые годы планируется направлять на капитальные инвестиции. Дивидендные выплаты были заложены в изначальной оптимистичной финмодели развития, которая не принималась агентством для целей рейтингового анализа. Все эти обстоятельства оказали существенное давление на оценку стратегического обеспечения и на рейтинг.

Объем активов компании по РСБУ отчетности по состоянию на 30.06.2019 составил 243 млн руб., капитал – 182 млн руб., выручка компании за 2018 год составила 235,9 млн руб., чистая прибыль за тот же период – 27,3 млн рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен АО «Светофор Групп» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Светофор Групп», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Светофор Групп» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Светофор Групп» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Дополнительные материалы по тематике


Вождь лилипутов

Министр образования старательно пытается поставить российские университеты в затылок университетам развивающихся стран. Упорно не замечая, что ведущие высокотехнологичные корпорации мира оценивают их на уровне лидеров.

19.06.2013