Рейтинговые действия, 05.11.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Бурятия на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 ноября 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Бурятия на уровне ruBBB+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Республика Бурятия (далее – регион, республика, субъект) с ноября 2018 года входит в состав Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, ранее регион входил в Сибирский федеральный округ. Площадь территории субъекта составляет 351 тыс. кв. км., столица – г. Улан-Удэ. Объем региональной экономики небольшой по отношению к другим субъектам РФ: за 2018 год объем ВРП республики оценивается в объеме 211 млрд руб., наблюдается прирост к 2017 году в размере 4,7%, ВРП на душу населения – 215 тыс. руб. Тем не менее, экономика региона является высокодиверсифицированной, её ключевыми секторами выступают промышленность, транспортировка и хранение, а также оптовая и розничная торговля.

Основу инвестиционного потенциала республики составляет минерально-сырьевой комплекс, промышленность, а также транспортно-логистическая сеть. Одним из главных направлений для привлечения инвестиций в регион должно стать развитие ТОР "Бурятия", что будет способствовать реализации новых инвестиционных проектов. Прирост объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по региону за 2016-2018 гг. составил 12%.

Социально-экономическое положение региона характеризуется невысокими размерными характеристиками, в частности, давление на рейтинговую оценку по-прежнему оказывает демографическая ситуация: среднегодовая численность населения за 2018 год (далее – отчетный год) составила 984 тыс. человек, а коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 (далее – отчетная дата) составил 0,809, что превышает среднее значение показателя по РФ. Показатели благосостояния региона оцениваются как невысокие, но несмотря на это наблюдается их рост: в отчетном году средняя заработная плата составила 36 тыс. руб., что на 11,8% выше, чем в 2017 году, а уровень безработицы составил 9,3%.

Одним из позитивных факторов, оказавших влияние на рейтинговую оценку региона, стало практически бездефицитное исполнение бюджета в отчетном году, размер дефицита составлял в среднем 7,2% в течение 2015-2017 гг. Значительное влияние на сбалансированность бюджета в отчетном году оказал существенный прирост налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), который составил 13,3%. Катализатором роста ННД в отчетном году стал прирост поступлений по доминирующим статьям налоговых поступлений: налог на прибыль организаций увеличился на 28,7%, налог на доходы физических лиц – на 10,4%, налог на имущество организаций и акцизы по подакцизным товарам на 23,1% и 11,2% соответственно. Агентство отмечает, что по итогам отчетного года регион также продемонстрировал превышение поступления ННД над плановым уровнем на 2,8%, сэкономив при этом на расходах 1,9% от планового значения расходов регионального бюджета. По состоянию на 01.10.2019 бюджет региона был сведен с небольшим профицитом в размере 3,9% ННД, однако по итогам 2019 года ожидается дефицит бюджета, который по оценке региона будет на уровне не более 6% ННД.

Регион отличается низкой собственной бюджетной обеспеченностью, что является ограничением, влияющим на гибкость и самостоятельность при принятии решений и сдерживает рейтинговую оценку. Налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов бюджета республики по итогам отчетного года составили 45,7% и были обеспечены главным образом поступлениями по налогу на доходы физических лиц (38% ННД) и поступлений по налогу на прибыль организаций (26% ННД), сформированных в большинстве своем за счет налоговых поступлений сектора государственного управления и обеспечения военной безопасности и деятельности по добыче полезных ископаемых. Агентство отмечает сохранение умеренно диверсифицированной структуры налогоплательщиков в регионе – крупнейший налогоплательщик ОАО «РЖД» обеспечивал 8% налоговых доходов бюджета, что положительно оценивается агентством. Структура расходов региона сохраняет свою социальную направленность, большая часть расходов представлена расходами на финансирование социальной сферы, доля которых в бюджете в отчетном году составила 62%. Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством на высоком уровне – доля капитальных расходов субъекта в расходах бюджета в 2015-2018 гг. составляла в среднем 10,5%.

Объем долга региона на 01.01.2019 составил 11,9 млрд руб., а отношение долга к ННД – 46%. Рост долгового портфеля был зафиксирован в 2017 году, когда прирост долговых обязательств составил 12%, что было обусловлено необходимостью привлечения кредитных средств в целях покрытия дефицита бюджета, а в отчетном году отмечалось сдержанное увеличение долга всего на 6%. Структура долгового портфеля умеренно диверсифицирована и представлена банковскими и бюджетными кредитами. Наибольшая доля кредитора в структуре долговых обязательств в размере 47% приходится на ПАО «Сбербанк». Регион характеризуется невысоким объемом расходов на обслуживание долга, которые по итогам 2018 года составили 1,6% ННД, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. По мнению агентства, график погашения обязательств региона является достаточно комфортным – на горизонте 12 месяцев от 01.10.2019 подлежит погашению 39% совокупных долговых обязательств региона, которые составят 13% ННД за период 01.10.2018-01.10.2019. Ликвидность региона поддерживается как остатками на счетах, объем которых на начало 2019 года составил около 644 млн руб., так и казначейскими кредитами, которые покрывают внутригодовые кассовые разрывы. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 57,0 млрд руб., объем расходов – 57,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Бурятия был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.05.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.12.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Бурятия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Бурятия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Бурятия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023