Рейтинговые действия, 28.06.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

Москва, 28 июня 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Иркутская область (далее – регион, область) расположена на юго-восточной части Сибирского федерального округа и занимает площадь в 776 тыс. км2, что составляет 4,5% территории Российской Федерации. В пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон.

В структуре экономики региона преобладают добыча полезных ископаемых (33,4% ВРП) и обрабатывающие производства (11,4% ВРП). В отраслевой структуре обрабатывающей промышленности (по стоимости отгруженной продукции) Иркутской области ведущие места занимают металлургическая, машиностроение, химическая и целлюлозно-бумажная отрасли. Помимо этого, ВРП региона формируют транспортировка и хранение (11,1%), торговля оптовая и розничная (8,1%) и обеспечение электроэнергией (5,7%). Область характеризуется высокими размерными характеристиками: по итогам 2018 года объем ВРП составил 1 365 млрд руб., ВРП на душу населения 569 тыс. руб. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения (за последние три года население сократилось на 0,5% и составило 2,4 млн чел. на 01.01.2019) и умеренно высокий уровень безработицы (7,6% за 2018 год).

Растущая экономика региона способствует увеличению инвестиционной привлекательности. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2018 года составил 293,3 млрд руб., отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за 3 года составило 20,7%. Наибольший объем инвестиционных вложений приходится на добычу полезных ископаемых – 23,0%, обрабатывающие производства – 21,5%, транспортировку и хранение – 15,0%.  Рост инвестиций был обеспечен как за счет добычи полезных ископаемых, так и за счет устойчивой работы предприятий обрабатывающего сектора. Дальнейшие перспективы развития добычи полезных ископаемых в среднесрочной перспективе связаны с реализацией инвестиционных проектов предприятий, занятых в области добычи золота, по началу освоения газовых запасов нефтегазоконденсатных месторождений, расширение действующих и освоению новых золоторудных месторождений.

Иркутская область характеризуется устойчивой базой доходов с хорошими перспективами роста. Этому способствует развитый промышленный сектор региона, а с 2009 года в регионе высокими темпами роста развивается добыча нефти. С 2011 года область ввела налоговое стимулирование нефтеперерабатывающей отрасли и в результате рост отчислений налога на прибыль организаций нефтедобывающими компаниями, получающими льготы – до и после их предоставления, составил 21 млрд руб., увеличившись в 5 раз. Крупнейшим налогоплательщиком является ООО «Иркутская нефтяная компания», которая формирует 12,7% налоговых доходов региона и ежегодно увеличивает объемы геологоразведочных работ и добытого углеводородного сырья. Налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) обеспечивают 84,3% от всех доходов, что свидетельствует о высокой самодостаточности и оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. 

По итогам 2018 года ННД областного бюджета увеличились на 20,4% (+23,4 млрд руб. к 2017 году). В результате усилившейся волатильности на нефтяном рынке поступления налога на прибыль организаций в областной бюджет по итогам 2018 года на 7,3 млрд руб. превысили годовое назначение, что составляет 61% от общей суммы перевыполнения плана по ННД. Другим драйвером роста доходов бюджета в 2018 году стал НДФЛ, поступления которого возросли на 14% в результате мер по борьбе с неформальной занятостью и принятых в конце 2017 года – начале 2018 года федеральным центром решений по минимальному размеру оплаты труда. Совокупность этих факторов способствует высокой бюджетной сбалансированности. Профицит областного бюджета по итогам 2018 года составил 14 млрд руб. (10,2% ННД). Агентство ожидает, что результаты текущего года также будут высокими.

Для области характерна устойчивая низкая долговая нагрузка: отношение долга к ННД по итогам 2018 года составило 8,9%. Объем долга на 01.06.2019 составил 12,3 млрд руб. и сформирован за счет облигационного выпуска на 5 млрд руб. и бюджетных кредитов. Такая структура долга обуславливает низкий уровень расходов на его обслуживание (0,3% ННД за 2018 год) и сбалансированный график погашения. Помимо этого, агентство позитивно оценивает сокращение регионом объема государственного долга за счет досрочного погашения банковских кредитов на 6 млрд руб. в 2018 году. Эффективное управление долговым портфелем оказывает поддержку рейтинговой оценке. Также агентство отмечает высокие показатели ликвидности: у региона имеются высокие остатки средств на счетах и доступ к бюджетным кредитам от УФК.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 163,3 млрд руб., объем расходов – 149,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен Иркутской области впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.12.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Дополнительные материалы по тематике


Добавочная себестоимость: финансово благополучных регионов стало почти вдвое больше

Известия

Повысить собственные доходы субъектов помогла программа реструктуризации долгов перед центром
03.04.2019

"Эксперт РА": снижение ставок по ипотеке до 9% в 2019 году маловероятно

РИА Новости

Снижение ставок по ипотеке до 9% в 2019 году маловероятно, так как для этого ЦБ РФ нужно понизить ключевую ставку до 7% и ниже, чему могут помешать внешние шоки, считает ведущий аналитик по банковским рейтингам "Эксперт РА" Екатерина Щурихина.
22.02.2019

Москва получила дотации из федерального бюджета впервые за шесть лет

РБК

В 2018 году федеральный бюджет предоставил Москве дотации на 27,7 млрд руб. Столица не получала их с 2013 года
22.02.2019

Сумма полученных регионами дотаций впервые превысила 1 трлн рублей

Ведомости

Дотации федерального центра российским регионам в 2018 г. впервые превысили 1 трлн руб. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные Минфина и оценки агентства «Эксперт РА».
22.02.2019

Российские регионы получили более 1 трлн рублей дотаций

Коммерсантъ

Российские регионы в 2018 году получили дотации в размере более 1 трлн руб., это максимальная сумма в истории страны, сообщает РБК со ссылкой на данные Минфина и расчеты агентства «Эксперт РА». В 2017 году размер предоставленных дотаций составлял 759 млрд руб., а в 2016-м был еще меньше — 656 млрд руб.
22.02.2019