Рейтинговые действия, 23.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 23 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых, обрабатывающее производство. Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. В структуре промышленности наибольший удельный вес занимает добыча полезных ископаемых (24,5%) и обрабатывающее производство (20,5%). Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. Регион находится на 13 месте по объемам добычи нефти среди регионов России. В структуре обрабатывающего производства преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2018 г. оценивается на уровне 600 млрд рублей, что на 7,8% выше результатов предыдущего года. Показатели благосостояния также находятся на невысоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2018 г., по оценке, составил 397 тыс. рублей, уровень демографической нагрузки – 0,853. Уровень безработицы составил 4,8%, что соответствует среднероссийскому уровню. Объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств за 2018 г. продемонстрировал увеличение на 17,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 91,9 млрд рублей. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств к ВРП за последние три года составило порядка 14,5%.

Агентство отмечает низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2018 г. доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 75%, что на 2 п.п. ниже, чем в 2017 г. В 2018 г. рост ННД по сравнению с 2017 г. составил 5,3% или 2,8 млрд рублей. Основную долю в структуре ННД составляет налог на прибыль – 37,4%, на втором месте НДФЛ – 31,1%. Наибольший рост в структуре ННД за отчетный год продемонстрировал НДФЛ – 12%. Налоговая база республики имеет концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 15,1% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании.

Расходы региона в 2018 г. выросли на 6,2% по сравнению с 2017 г. Доля капитальных вложений в расходах составила 6,1% за 2018 г. и снизилась по сравнению с 2017 г. на 1,1 п.п. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 76,3% или 54,5 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 16,3%, на общегосударственные вопросы – 3,1%, другие расходы – 4,3%.

Последние два года, бюджет региона исполняется с небольшим профицитом, в 2018 г. профицит составил 1,8 млрд рублей или 3,2% от ННД. Профицит обусловлен опережающим ростом доходов над расходами: доходы увеличились на 8,1%, расходы - на 6,2%, что говорит об эффективном управлении расходной частью бюджета. Тем не менее по итогам 2019 г. прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в сумме 1,8 млрд рублей. На 01.10.2019 г. бюджет региона также исполнен с дефицитом в размере 0,9 млрд рублей.

Долговая нагрузка региона по-прежнему остается на высоком уровне. На 01.01.2019 г. долг региона составил 47,1 млрд рублей, отношение долга к ННД – 85,7%. На 01.10.2019 г. долг составил 46,6 млрд рублей, долговая нагрузка – 95,6%. В течение 2018 г. долг региона снизился на 3,9% или 1,9 млрд рублей. В регионе все еще отмечается высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2018 г. составило 4,1% несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2018 г. снизились с 3,3 млрд рублей в 2017 г. до 2,3 млрд рублей. Долговой портфель на 43,5% состоит из бюджетных кредитов, на 39% из банковских кредитов от ПАО «Сбербанк России». Умеренная концентрация на одном кредиторе также оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2018 года составил 73,2 млрд рублей, объем расходов – 71,4 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Дополнительные материалы по тематике


Интервью Гульназ Галиевой телеканалу Совета Федерации о ситуации в региональных экономиках

Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева в программе «Актуальное интервью» на телеканале Совета Федерации 30.06.2020

«Эксперт РА»: дефицит региональных бюджетов по итогам года составит 200 млрд рублей

Banki.ru

Треть российских регионов продемонстрировала сокращение доходов бюджета за первые четыре месяца 2020 года, а падение налоговых и неналоговых доходов (ННД) коснулось более 2/3 регионов и составило свыше 200 млрд рублей. Об этом говорится в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА» «COVID-19 поразил доходы регионов».
19.06.2020

Аналитики прогнозируют рост госдолга регионов до 2,3-2,5 трлн рублей

Российская газета

Дефицит региональных бюджетов по итогам 2020 года составит около 200 млрд рублей, на сопоставимую сумму вырастет госдолг регионов, прогнозирует агентство "Эксперт РА" в обзоре "COVID-19 поразил доходы регионов". В прошлом году разница между доходами и расходами регионов была близка к нулю (агрегированный профицит составил 4,7 млрд руб. против 510 млрд годом ранее).
18.06.2020

Дефицит бюджетов регионов России может составить около 2,5% в 2020 году

ТАСС

При этом аналитики считают маловероятным сокращение расходов регионов
18.06.2020

Эксперты назвали самые экономически здоровые регионы России в 2019 году

Коммерсантъ

Самым экономически здоровым регионом России по итогам 2019 года стала Москва, показало исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» и фонда «Росконгресс», результаты которого приводят «Известия». Ее индекс составил 98%.
11.03.2020