Рейтинговые действия, 23.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз. 

Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км., столица – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы (ОЭС) Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Добыча нефти в регионе активно развивается с 2009 года, наиболее крупными месторождениями углеводородного сырья в области являются Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение и Ковыктинское газоконденсатное месторождение, которое должно стать ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири». Кроме того, в регионе находится одно из крупнейших неосвоенных месторождений золота в мире – Сухой Лог (около 28% российских запасов). 

Добыча полезных ископаемых играет ведущую роль в экономике региона – в 2018 году на ее долю приходилось 31,9% ВРП. По мнению агентства, влияние добывающего сектора экономики в долгосрочной перспективе будет возрастать, учитывая характер инвестиционной политики региона и поддержку крупных инвестиционных проектов в отраслях обрабатывающей промышленности, доля которой составила 10,7% ВРП в 2018 году. В 2017 году область занимала 15 место по объему ВРП среди регионов России, при этом прирост ВРП в действующих ценах за последние 3 года (2016-2018 гг.) в среднем составил 10,9%. Регион обладает возможностями для развития инвестиционного потенциала – на начало 2019 года в Иркутской области функционировали три ТОСЭР ("Усолье-Сибирское", "Саянск", "Черемхово"), индустриальные парки, и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, созданная на территории Слюдянского района Иркутской области. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2018 года составил 292 млрд. руб., а его отношение к ВРП за последние три года в среднем составило 21%. Агентство ожидает увеличения объема инвестиций по итогам 2019 года в размере не менее 5%.

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством консервативно. Рейтинговую оценку ограничивает демографическая ситуация: коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 (далее – отчетная дата) составил 0,822, что превышает общероссийский показатель, помимо этого, наблюдается отрицательная динамика численности населения в течение последних пяти лет. Наряду с этим рейтинговую оценку ограничивает повышенный уровень безработицы, который составил в среднем 8,4% за период 2016-2018 гг. Показатели благосостояния региона оцениваются как высокие: в отчетном году средняя заработная плата составила 42 тыс. руб., что на 11,6% выше, чем в 2017 году, ВРП на душу населения в области по итогам 2018 года составил 569 млн руб.

Иркутская область характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД, собственные доходы) в доходах бюджета региона по итогам 2018 года составила 84,3%, при этом по итогам 2019 года ожидается их сокращение до 73% на фоне существенного прироста доходов бюджета (+22% к уровню 2018 года), связанного с расширением трансфертной поддержки региона. Агентство отмечает наличие рисков доходной части бюджета области, связанных с концентрацией налоговой базы на поступлениях от крупнейшего налогоплательщика, доля которого в 2018 году составляла 12,7% в налоговых доходах бюджета. В структуре налоговых поступлений области преобладают поступления от предприятий добывающего сектора экономики, а именно от добычи сырой нефти и природного газа. Вследствие этого определяющее влияние на доходы бюджета региона оказывает ситуация на рынке нефтегазовой отрасли, зависящая от колебаний валютного курса и цен на нефть.

По состоянию на 01.11.2019 тенденция к увеличению доходов бюджета подтверждается: поступления по таким ключевым статьям собственных доходов как налог на прибыль организаций (45,9% ННД) и налог на доходы физических лиц (25,6% ННД) превысили уровень прошлого года за аналогичный период на 8,0% и 8,7% соответственно. В результате по итогам 2019 года ожидается прирост собственных доходов бюджета на 5,3%, одним из драйверов которого является налоговое стимулирование, предоставление налоговых льгот, призванных обеспечить привлечение инвестиций в экономику региона. Помимо этого, бюджетом 2019 года предусмотрено двукратное увеличение объема безвозмездных поступлений, в том числе трансфертов социальной направленности, а также выделение субсидий на модернизацию и строительство очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод и на снижение загрязнений прилегающих территорий озера Байкал на сумму 2,6 млрд руб.

В 2018 году бюджет области был исполнен с профицитом 10,2% ННД, что позволило использовать эти средства для финансирования расходов 2019 года. По состоянию на 01.11.2019 бюджет региона был исполнен с профицитом в размере 7,4% ННД. Тем не менее, согласно последним уточнениям закона о бюджете на 2019-2021 гг. по итогам 2019 года область ожидает дефицитное исполнение бюджета (11,4% ННД), что в том числе обусловлено значительным увеличением расходов на 42,7% в сравнении с отчетным годом. При этом по состоянию на 01.11.2019 расходы бюджета превысили уровень прошлого года за аналогичный период на 30,4%. В структуре расходов региона преобладают расходы на социальную сферу, в числе которых в 2019 году наибольшие доли предусмотрены на образование и социальную политику в размере 26% и 30% соответственно, на национальную экономику планируется направить около 13% всех расходов. Прирост расходов по указанным ключевым статьям по состоянию на 01.11.2019 к уровню прошлого года за аналогичный период составил 12,9%, 44,1% и 45,8% соответственно. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается агентством на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2016-2018 гг. составляла в среднем 13,7%.

Регион обладает стабильно низким уровнем долговой нагрузки: по состоянию на 01.11.2019 долг региона составил 12,3 млрд руб., а отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за предшествующие 12 месяцев составило 8,5%. В течение 2019 года объем и структура долга региона оставались неизменными – в составе долговых обязательств преобладают бюджетные кредиты, доля которых по состоянию на 01.11.2019 составляла 59,3%, оставшийся долг в размере 40,7% приходился на облигации. У Иркутской области в обращении имеется один выпуск облигаций на 5 млрд руб., срок погашения по которому наступает в декабре 2021 года. Краткосрочный долг области по состоянию на 01.10.2019 составлял 10,6% от общего объема долга. Комфортный график погашения долговых обязательств и низкий уровень расходов на обслуживание долга (0,37% ННД в 2018 году, прогноз на 2019 год – 0,42% ННД) в совокупности с высоким уровнем ликвидности оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 163,3 млрд руб., объем расходов – 149,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.06.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023