Москва, 16 декабря 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В регионе проживает 1,5 млн человек, а объем ВРП в 2018 году составил 594,3 млрд руб. В структуре экономики области основное место по вкладу в ВРП занимают промышленность, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения.
Бюджет области характеризуется высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2018 года составила 79,9%, по итогам 2019 года ожидается на уровне 78,3%. В структуре ННД доминируют поступления по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, а также акцизы на пиво. В 2018 году план по поступлению налоговых и неналоговых доходов был перевыполнен на 2,9%, что также отмечается в числе положительных факторов. Опережающий рост налоговых и неналоговых доходов бюджета области был обеспечен за счет роста налога на прибыль организаций, НДФЛ и налога на имущество организаций. Поступления налога на прибыль организаций увеличились на 23,0%. Рост поступлений обеспечен результатами финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков оборонно-промышленного комплекса, химической промышленности, крупнейших предприятий металлургического комплекса и финансово-кредитных организаций. Рост поступлений по НДФЛ на 11,6% обусловлен высоким темпом роста фонда оплаты труда. Помимо этого, поддержку рейтингу оказывает профицитное исполнение бюджета: по итогам 2018 года отношение профицита к налоговым и неналоговым доходам составило 6,3%. По состоянию на 01.11.2019 бюджет был исполнен с профицитом в 11,3% ННД, но в соответствии с законом о бюджете регион ожидает годовой дефицит на уровне 5%.
Низкий уровень долговой нагрузки позитивно оценивается агентством. По состоянию на 01.01.2019 долг региона составил 17,9 млрд руб., отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за предшествующие 12 месяцев составило 30,4%. По состоянию на 01.01.2020 агентство ожидает долговую нагрузку на уровне 27,2% преимущественно в результате роста налоговых и неналоговых доходов и незначительного погашения обязательств, в том числе облигационного выпуска. Диверсификация структуры долга находится на невысоком уровне: по итогам 2019 года объем бюджетных и коммерческих кредитов ожидается в равном объеме. Такой размер и структура долгового портфеля определяют невысокие затраты региона на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к налоговым и неналоговым доходам составило 1,45% за 2018 год. Эта тенденция сохранится и по итогам 2019 года. Основные погашения по обязательствам придутся на конец 2020 года, когда предстоят к погашению часть бюджетных кредитов и кредиты на 3,4 млрд руб. от ПАО «Сбербанк».
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 74,0 млрд руб., объем расходов – 70,3 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.06.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерство финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.