Москва, 7 августа 2019 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности Хабаровского края до уровня ruBBB. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruBBB+ со стабильным прогнозом.
Хабаровский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. На начало 2019 года в регионе проживает 1,32 млн человек (35-е место среди регионов России). Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками. По итогам 2018 года объем ВРП составил 717,8 млрд руб. По объему ВРП и уровню ВРП на душу населения край занимает 29-е и 19-е места среди регионов России. Край является транспортно-логистическим центром Дальнего Востока, ключевыми секторами экономики выступают промышленность, транспортно-логистический комплекс и торговля. В регионе по-прежнему сохраняется низкий уровень безработицы – ее значение по итогам 2018 года составило 3,8%.
Понижение рейтинга обусловлено нарастающим дисбалансом бюджета региона и увеличением долговой нагрузки. Так по итогам 2018 года бюджет региона продолжает оставаться дефицитным – его отношение к ННД оценивается на уровне 13,1%, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Основными причинам дефицита являются увеличение расходов краевого бюджета на исполнение «майских» указов, а также недополученные налоговые доходы. В результате этого фактическое поступление ННД от плановых было недовыполнено на 0,3 п.п. Агентство ожидает сохранение дефицита на значительном уровне и по итогам 2019 года в соответствии с прогнозными показателями Закона о бюджете Хабаровского края. Одновременно с этим регион наращивает долговую нагрузку. Объем долга вырос с 49,1 млрд руб. на 01.01.2019 до 52,1 млрд руб. на 01.07.2019. По итогам 2019 года долговые обязательства планируются на сопоставимом уровне, при этом их объем не может превысить 56,1 млрд руб.
Бюджетная обеспеченность оценивается на умеренно высоком уровне – доля ННД в структуре доходов бюджета по итогам 2018 года составила 73%. Налоговая база края характеризуется умеренно высокой диверсификацией – доля крупнейшего налогоплательщика по-прежнему не превышает 7%. По итогам 2018 года большая часть ННД сформирована за счет поступлений от НДФЛ - 36,8%, доля налога на прибыль организаций оценивается на уровне 20%, акцизные поступления составили 11,9% от ННД. Агентство отмечает факт недополучения налога на прибыль организаций по итогам 2018 года в связи с возвратом организациями промышленности и электроэнергетики переплаты налога в ранние периоды.
Метрики долговой нагрузки края продолжают оказывать сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга по состоянию на 01.01.2019 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 66,3%, совокупный объем долга региона оценивается на уровне 49,1 млрд руб., при это по состоянию на 01.07.2019 его значение выросло до 52,1 млрд руб. Степень диверсификации долговых обязательств оценивается агентством как низкая – на 01.01.2019 71,2% долгового портфеля представлено кредитами от коммерческих банков, 20,25% - бюджетными кредитами, 8,3% - облигационным займом. Такая структура долговых обязательств обуславливает высокую стоимость фондирования, что также оказывает давление на рейтинговую оценку. По итогам 2018 года расходы на обслуживание долга оценивались в размере 3,45% ННД. Доля краткосрочного долга по состоянию на 01.07.2019 составила 19,5%, что является умеренно низким показателем. В течение периода со 2-го квартала 2019 года по 1-й квартал 2020 года ожидается погашение 7,7 млрд руб. банковских кредитов, при этом большая их часть будет рефинансирована с помощью кредитов УФК и кредитов коммерческих банков. Регион не располагает остатками денежных средств на счетах, ликвидность бюджета поддерживается за счет кредитных линий коммерческих банков. По оценкам агентства, на 01.01.2020 доля краткосрочного долга может увеличиться до 46%, так как в 2020 году ожидается погашение 22 млрд руб. по телу долга, в результате чего регион будет вынужден рефинансировать значительную часть своих обязательств за счет коммерческих кредитов, что совокупно с абсолютным ростом долга приведет к росту расходов на обслуживание долга. Совокупность этих факторов оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга.
Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2018 года составил 101,5 млрд руб., объем расходов – 111,2 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Кредитный рейтинг Хабаровского края был впервые опубликован 21.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.06.2019.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.12.2018).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерство финансов Хабаровского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Хабаровского края принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Хабаровскому краю дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.