Рейтинговые действия, 27.12.2018

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Омской области на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 декабря 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruBBB+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Омская область (далее – Область, Регион) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. В 2017 году в Регионе проживало более 1,96 млн. человек, объем ВРП по оценке составил 675,7 млрд. руб. По численности населения, объему ВРП и уровню ВРП на душу Область занимает 24, 30 и 44 места среди регионов России.

Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и торговля – 37,3%, 9,2% и 11,7% ВРП по итогам 2016 года соответственно. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой в 2017 году приходилось около 68,9% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. В свою очередь, предприятия по производству пищевых продуктов и химических веществ обеспечили 8,7% и 6,5% отгрузки обрабатывающей промышленности соответственно.

На территории Области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет 20,89 млн тонн (примерно 7,4% российских мощностей по нефтепереработке). Также к 2020 году «Газпром нефть» планирует построить в Омске завод по производству катализаторов, который позволит полностью обеспечить потребности российских НПЗ в катализаторах вторичных процессов переработки. В Области зарегистрирован нефтехимический кластер. Он объединяет ряд предприятий меньшего (по сравнению с Омским НПЗ) размера, которые, в частности, специализируются на производстве синтетических каучуков, продуктов органического синтеза, грузовых шин и т.д. Машиностроительный сектор экономики Региона преимущественно представлен оборонно-промышленными предприятиями, входящими в вертикально-интегрированные холдинги федерального масштаба. В области функционируют крупные предприятия по производству пищевых продуктов и напитков: пивоваренный завод «Омский филиал AB InBev Efes», производитель колбасных изделий АО «Омский бекон», производитель алкогольных напитков ООО «Омсквинпром».

Агентство положительно оценивает эффективность взаимодействия региональных властей с крупными налогоплательщиками, в частности с омскими подразделениями «Газпром нефти» и «Омский филиал AB InBev Efes». В отдельные периоды, крупные налогоплательщики оказывали поддержку ликвидности регионального бюджета.

Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в составе бюджета в 2016-2017 гг. превышала 78%, но по итогам текущего года ожидается ее снижение до 70,5%. Это снижение обусловлено ростом дотаций из федерального бюджета: с 7,93 млрд руб. в 2017 году до 16,3 (утв.) млрд руб. в 2018 году. Доля дотаций в составе межбюджетных трансфертов увеличится, соответственно, с 45,5% в 2017 году до 62,7% по итогам 2018 года.

Бюджет Области характеризуется достаточно устойчивой структурой ННД по видам налоговых доходов. За 2012-2017 годы средний вклад поступлений по НДФЛ, налогу на прибыль и налогам на имущество составил 29,0%, 25,2% и 12,2%. По итогам 10 месяцев текущего года вклад указанных налогов составил 30,5%, 25,1% и 12,3% ННД соответственно. Важным источником доходов Областного бюджета являются акцизы на пиво и на крепкий алкоголь, которые по итогам 2017 года обеспечили 10,4% и 5,8% ННД соответственно.

По итогам 2017 года доля объемов капитального характера в составе бюджета была небольшой – порядка 2,6%, утвержденные на 2018 год значения не превышали 3,0% ННД. Тем не менее, в 2018 году Область впервые за несколько лет сформировала бюджет развития, объемом порядка 1 млрд руб., средства которого направляются на возмещение части затрат инвесторов на обеспечение инфраструктурой производственных объектов обрабатывающих производств; на возмещение части лизинговых платежей по договорам лизинга производственного оборудования и т.д. Агентство ожидает, что начиная с 2019 года доля капитальных расходов в составе бюджета существенно увеличится благодаря росту федеральных трансфертов целевого характера.

В 2014 – 2016 годах бюджет исполнялся с дефицитом на среднем уровне в 9,5%. В 2017 году степень сбалансированности бюджета существенно улучшилась – дефицит уменьшился до 1,3%. Агентство ожидает, что по итогам 2018 года дефицит бюджета не превысит 1% либо бюджет будет исполнен с небольшим профицитом.

На 01.11.2018 долг региона составлял 36,3 млрд руб. и соотношение долга к ННД за предшествующие 12 месяцев было на уровне 60,2%. Долговой портфель состоял из бюджетных кредитов, банковских кредитов и облигаций – 56,2%, 27,3% и 16,5% долга соответственно. Несмотря на то, что текущий уровень долговой нагрузки можно рассматривать как относительно высокий, Агентство, тем не менее, положительно оценивает снижение данного показателя с 80% по состоянию на 01.01.2017 до текущих значений. Также агентство отмечает, что благодаря эффективному управлению ликвидностью, Региону удается снижать расходы на обслуживанию долга. По итогам 2017 года эти расходы составили 3,2%, по итогам 10 месяцев 2018 снизились до 2,7%.

Крупнейшим кредитором Области, после Минфина РФ, является ПАО Сбербанк, доля которого в долговом портфеле на 01.11.2018 составляла 26%. По состоянию на 01.12.2018, после замещения в ноябре 2018 краткосрочного кредита УФК, доля Сбербанка увеличилась до 36%.

В течение 12 месяцев, начиная с 01.12.2018, погашению подлежит 8,1 млрд руб. или 21,9% долгового портфеля. Причем существенная часть этого погашения (6,3 млрд рублей) приходится на июнь-июль 2019 года. Дальнейшему повышению кредитного качества Области будет способствовать сглаживание графика погашения долгового портфеля путем замещения указанных пиковых выплат новым долгосрочным долгом.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2017 года составил 74,5 млрд руб., объем расходов – 75,2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 20.11.2009. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 15.04.2013.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (вступила в силу 03.12.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023