Москва, 19 апреля 2018 г.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Камчатскому краю на уровне ruА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.
Ключевое влияние на уровень рейтинга оказали высокая социально-экономическая значимость региона, низкий уровень долговой нагрузки и высокая зависимость региона от дотаций из Федерального бюджета.
Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает территорию полуострова Камчатка, прилегающую к северу от полуострова часть материка, а также остров Карагинский и Командорские острова. Экономика региона высокодиверсифицирована с упором на рыболовство и рыбоводство, обрабатывающую промышленность и обеспечение военной безопасности.
Край характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2017 год по оценке региона составил 209,3 млрд руб. и продемонстрировал прирост на 43,6% с 2014 года, ВРП на душу населения составил 664,1 тыс. руб., что объясняется низкой численностью населения (на 01.01.2018). Показатели благосостояния региона умеренно высокие: по итогам 2017 года средняя заработная плата составила 66,1 тыс. руб., уровень безработицы 4,3%.
Инвестиционный климат в регионе оценивается как низкий. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 11,5%. Наиболее инвестиционно-привлекательными являются ресурсные отрасли экономики края - рыбопромышленный и горнопромышленный комплексы, где драйверами роста служат средние и крупные предприятия. Инвестиционная деятельность малых и средних предприятий сосредоточена в сельскохозяйственном и туристско-рекреационном комплексе экономики, транспортно-логистической сфере, сфере жилищно-коммунального хозяйства. Одним из основных ограничивающих факторов в привлечении инвестиций является удаленное положение региона от европейской части страны и как следствие ограниченность транспортного сообщения края с материком, а также труднодоступность запасов полезных ископаемых, отсутствие развитой промышленности и неблагоприятная климатическая среда. Ограничение в доступе к ряду территорий из-за их принадлежности ВС РФ, распространенность «теневой» экономической деятельности также сдерживает развитие региона.
Камчатский край является высокодотационным субъектом, доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета составляет порядка 30%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее собственные доходы) бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. Край характеризуется высокой бюджетной эффективностью, которая обусловила профицитное исполнение бюджета по итогам 2017 года, а также перевыполнение плана по поступлению собственных доходов на 2,38%. Также регион демонстрирует отсутствие зависимости от крупнейшего налогоплательщика (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходится 4,34% налоговых доходов).
Реализация соглашения между регионом и Минфином РФ позволяет обеспечивать устойчивость бюджетной системы региона, что позитивно отражается и на консервативной долговой политике края. По состоянию на 01.01.2018 соотношение долга к собственным доходам составило 20,08%. Структура долгового портфеля представлена на 76,1% бюджетным кредитом от Минфина РФ, остальная часть долга – это коммерческие кредиты. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Как один из сценариев по управлению долговой политикой регион рассматривает возможность замещения более дорогих банковских кредитов путем размещения своего дебютного облигационного займа. По итогам 2017 года отношение расходов на обслуживание долга к собственным доходам составило 0,16%. В соответствии с действующим графиком обслуживания долга в 2018 году предстоит к погашению 2,72% долга. И даже с учетом текущей структуры долга расходы на его обслуживание останутся низкими. Это также оказывает поддержку рейтингу.
Объем доходов бюджета по итогам 2017 года составил 66,34 млрд руб., объем расходов бюджета – 66,09 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Камчатского края, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».
Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается региону. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 13.04.2018. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза ожидается не позднее, чем через 182 дня с даты пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.