Рейтинговые действия, 06.04.2018

«Эксперт РА» подтвердило рейтинг компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+

Москва, 6 апреля 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ООО «Аэроэкспресс» является частным перевозчиком, обеспечивающим железнодорожное сообщение между центральными ж/д вокзалами Москвы и тремя ключевыми аэропортами Московского авиационного узла (МАУ): Домодедово, Шереметьево, Внуково. По итогам 2017 года услугами компании воспользовались 11,7 млн человек, а доля компании на рынке интермодальных перевозок МАУ, согласно расчетам агентства, составила 13,2%.

Благоприятное влияние на уровень рейтинга оказала положительная динамика пассажиропотока через аэропорты МАУ. После двухлетней стагнации объем перевезенных пассажиров через три ключевых аэропорта Москвы за 2017 год увеличился на 12 млн. человек по сравнению с годом ранее, продемонстрировав прирост в 16%. Стабилизация рынка авиаперевозок через аэропорты МАУ и России в целом, позволяет агентству оценить перспективы развития отрасли на умеренно высоком уровне. Агентство ожидает, что в ближайшие два года общий пассажиропоток московских аэропортов будет расти на 5-7% в год за счет устойчивого спроса на туристические услуги. Кроме того, поддержку пассажиропотоку в 2018 году окажет проводимый в России чемпионат мира по футболу.

Несмотря на положительную конъюнктуру рынка, объем спроса на услуги перевозчика в абсолютном выражении сохранился на уровне 2016 года, что снизило рыночную долю компании с 15,2 до 13,2 процентов. Такая динамика, по мнению агентства, связана с возросшей конкуренцией со стороны услуг такси, а также улучшением дорожно-транспортной инфраструктуры в столице. Недостаточность предпринимаемых мер на поддержание конкурентных позиций и расхождение план-факта по пассажиропотоку при минимальных запасах ликвидности сдерживает оценку стратегического обеспечения компании.

В конце 2017 года компания ввела в эксплуатацию 11 двухэтажных подвижных составов фирмы Stadler, приобретенных на условиях финансового лизинга. Запуск новых поездов сопровождался постановкой на баланс всей суммы лизингового контракта, в т.ч. обязательств по выплате процентов до конца срока договора. Для целей расчета финансовых показателей агентство по аналогии с телом долга и процентными выплатами разделяло контрактную стоимость подвижного состава и платежей по лизинговой ставке. Таким образом, долговая нагрузка на 31.12.2017 (далее отчетная дата) составила 18,7 млрд руб., а отношение долга и выплат по долгу в ближайшие 12 месяцев к EBITDA за отчетный период составили 8,8 и 1,2, соответственно. Высокий уровень долговой нагрузки оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Кроме этого, деятельность «Аэроэкспресса» характеризуется низким уровнем диверсификации пассивов по кредиторам, что, по мнению агентства, снижает переговорные позиции компании по условиям привлечения и рефинансирования заемных средств. Удельный вес крупнейшего кредитора составляет 86% от суммарных пассивов компании. На отчетную дату показатель «стрессовой» ликвидности, рассчитанный по скорректированной стоимости активов, к обязательствам, составил 0,97. Также агентство отмечает низкую подверженность компании валютным рискам: на отчетную дату все активы и обязательства номинированы в рублях.

В рамках ввода новых поездов в эксплуатацию произошёл также взаимозачет ранее аккумулировавшихся в дебиторской задолженности обеспечительных платежей и забалансовых обязательств по лизингу. Существенное снижение дебиторской задолженности при относительно высоком объеме краткосрочных обязательств негативно сказалось на показателе текущей ликвидности. На отчетную дату коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, скорректированные на качество активов, составили 0,24 и 0,76, соответственно. При расчете показателей ликвидности в составе краткосрочных обязательств агентство также учитывало лизинговые платежи по телу долга в ближайшие 12 месяцев. По расчетам агентства, при сохранении «Аэроэкспрессом» доли рынка на уровне 2017 года, рефинансировании части обязательств и росте пассажиропотока через аэропорты МАУ на 5-7%, компании удастся поддерживать минимальный запас ликвидности на горизонте ближайших 18 месяцев. Давление на уровень прогнозной ликвидности оказывает высокий объем лизинговых платежей, а также необходимость погашения части кредитов в начале 2019 года. Невысокие показатели коэффициентов ликвидности ограничивают рейтинговую оценку.

Компания продолжает демонстрировать высокие показатели рентабельности, что благоприятно сказывается на уровне рейтинга. Снижение чистой прибыли за отчетный период практически в два раза по отношению к предыдущему году обусловлено единоразовыми неденежными расходами, которые в соответствии с методологией восстанавливаются при расчете коэффициентов рентабельности. Таким образом, скорректированная чистая прибыль и EBITDA за 2017 год находятся на сопоставимом с годом ранее уровне. Рентабельность собственного капитала по скорректированной чистой прибыли за 2017 год составила 21%, рентабельность по EBITDA за аналогичный период составила 39%. Однако, рост амортизационных отчислений, связанных с постановкой новых подвижных составов на баланс, по мнению агентства, приведет к значительному снижению чистой прибыли в будущих периодах.

Публикация информации о существенных фактах в деятельности компании и раскрытие годовых и ежеквартальных отчетов в открытом доступе позволяет положительно оценить информационную прозрачность компании. При этом аналитики выделяют отсутствие контролирующего собственника, что, по мнению агентства, может увеличивать риски корпоративных конфликтов.

Компания ООО «Аэроэкспресс» занимается железнодорожными пригородными пассажирскими перевозками, обслуживая пассажиропоток московского авиаузла. На 31.12.2017 активы ООО «Аэроэкспресс» по отчетности РСБУ находились на уровне 42,7 млрд рублей, капитал составил 5,6 млрд рублей, выручка за 2017 год составила 6,1 млрд рублей, чистая прибыль – 0,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные ООО «Аэроэкспресс», «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности ранее был присвоен объекту рейтинга 10.08.2012. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении объекта рейтинга был опубликован 17.08.2017. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 30.03.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023