Рейтинговые действия, 29.11.2017

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Карачаево-Черкесской Республике на уровне ruBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 ноября 2017 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Карачаево-Черкесской Республике на уровне ruBB+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Карачаево-Черкесская Республика - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Ключевое влияние на уровень рейтинга оказали умеренно высокая отраслевая диверсификация структуры экономики, высокий уровень долговой нагрузки Региона с комфортным графиком погашения, низкая бюджетная достаточность и невысокие размерные характеристики.

На территории Региона действует, действует Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26 июля 2014 г. N 239 «Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики». Развитие промышленности, строительство новых и модернизация существующих туристско-рекреационных комплексов, развитие рынка труда и развитие социальной сферы, культуры и спорта заявлены в качестве основных стратегических приоритетов развития Республики. Умеренно высокая степень детализации стратегии социально-экономического развития оказало позитивное влияние на уровень рейтинга.

На 01.09.2017 (далее - отчетная дата) долг Региона составил 5.5 млрд руб., из которых 32% - это средства, привлеченные от ПАО «Сбербанк», 68% - бюджетные кредиты с условной процентной ставкой. Отношение долговых обязательств к налоговым и неналоговым доходам Региона за период 01.09.2016-01.09.2017 (далее - отчетный период), оцененные на уровне 6.5 млрд руб., составило около 85.86%. Участие Карачаево-Черкесской Республики в программе по реструктуризации долгов субъектов РФ перед федеральным центром с суммарным объемом участия в 2.9 млрд руб., позволит обеспечить равномерный график погашения долговых обязательств Республики, недопущение возникновения пиковых нагрузок на республиканский бюджет. Одновременно Регион ведет активную работу по удешевлению своего долгового портфеля путем планируемой эмиссии облигаций с последующим замещением более дорогих коммерческих кредитов. Указанные мероприятия позволят, с одной стороны минимизировать риски, связанные с отвлечением бюджетных средств на исполнение долговых обязательств, с другой - существенно удешевит долговой портфель Региона и в совокупности, частично сглаживают негативное влияние высокого уровня текущих долговых метрик Региона.

Регион предпринимает эффективные меры по увеличению собственной налоговой базы за счет максимального использования регионального налогового потенциала, созданию нормативно-правовой базы налогового стимулирования притока инвестиций, развитию малого и среднего бизнеса, позволившие значительно увеличить объем налоговых и неналоговых доходов: за период с 2014 по 2016 год собственные доходы Региона выросли на 37.9%. Несмотря на все принимаемы меры республиканских властей по увеличению собственной доходной базы, Регион продолжает зависеть от трансфертов из федерального бюджета, что негативно влияет уровень рейтинга: за 2016 год доля налоговых и неналоговых доходов в совокупной структуре доходов Региона составила 33.9%.

Формирование и исполнение бюджета Региона осуществляется со значительными трудностями в связи с ежегодно увеличивающимися расходными обязательствами не обеспеченные в полной мере доходными источниками, из-за которого бюджет Субъекта с 2013 года является дефицитным, который покрывается привлечением заимствований. В 2017 году также прогнозируется дефицитный бюджет.

Негативное влияние на рейтинговую оценку оказывает невысокий уровень инвестиционной привлекательности Региона: отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года (за исключением бюджетных средств) составило 20.73%. Несмотря на то, что по объемам привлечения инвестиций в Регион среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа, Карачаево-Черкесская Республика является одним из лидеров, отношение инвестиций в основной капитал к ВПР все еще продолжает оставаться умеренно низким, что в соответствии с методологией агентства, сдерживает рейтинговую оценку.

Регион характеризуется невысокими размерными характеристиками: на территории Карачаево-Черкесской Республики проживают 466.4 тыс. человек, количество которых неуклонно снижается за все анализируемые периоды, несмотря на все предпринимаемые меры региональных органов власти по стимулированию рождаемости населения, объем ВРП за 2016 год, по оценке, составил 69.6 млрд руб. и продемонстрировал прирост на 3.3% к базе 2015 года, ВРП на душу населения за 2016 год составил 149 тыс. руб., низкий уровень безработицы, составившей 14.4%, способствовал также выделению соответствующего стресс-фактора.

Объем доходов бюджета по итогам 2016 года составил 19,1 млрд руб., объем расходов бюджета за тот же период - 19.7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 14.11.2017. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза ожидается не позднее, чем через 182 дня с даты пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов https://raexpert.ru/about/disclosure. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023