Рейтинговые действия, 22.12.2017

«Эксперт РА» присвоил рейтинг Тульской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 декабря 2017 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Тульская область - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа.

Ключевое влияние на рейтинг оказали низкий уровень долговой нагрузки, высокая отраслевая диверсификация структуры экономики, высокая бюджетная достаточность и умеренная зависимость от крупнейшего налогоплательщика.

Ведущими отраслями экономики Тульской области являются производство машин и оборудования (включая ОПК), химическое производство, металлургическое производство, производство неметаллических минеральных продуктов и производство пищевых продуктов.

Ключевое положительное влияние на уровень рейтинга региона оказали низкая долговая нагрузка с комфортным графиком погашения. На 01.12.2017 г. совокупный долг региона составил 17,5 млрд руб., из которых 55,7% составляют бюджетные кредиты, 28,6% - кредиты от ПАО «Сбербанк», 15,7% - облигационные займы. Отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за период с 01.12.2016 по 01.12.2017 составило 33,3%. При этом около 15% долгового портфеля подлежит к выплате в следующие 12 месяцев от отчетной даты. Планы региона по участию в программе по реструктуризации бюджетных кредитов позволят обеспечить равномерный график погашения долговых обязательств региона и недопущение возникновения пиковых нагрузок на бюджет субъекта. Область несет незначительные расходы на обслуживание долговых обязательств, их отношение к совокупному объему налоговых и неналоговых доходов составило 1,7% за 2016 год.

В Регионе утвержден «Прогноз социально-экономического развития Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с высоким уровнем детализации. Утверждены государственные программы Тульской области, направленные на развитие здравоохранения, образования, культуры и туризма, физической культуры и спорта, сельского и лесного хозяйства, на социальную поддержку и социальное обслуживание населения, улучшение демографической ситуации и поддержку семей, воспитывающих детей, содействие занятости населения, охрану окружающей среды и т.д., что также позитивно влияет на рейтинговую оценку.

Регион характеризуется высокой дисциплиной исполнения бюджета и невысоким уровнем его дефицита. Фактическое значение налоговых и неналоговых доходов ежегодно превышает плановое. Дефицит бюджета в 2016 году составил 636 млн рублей, или 1,2% от налоговых и неналоговых доходов за этот период. По итогам 2017 года также ожидается небольшой дефицит бюджета. Аналитики Агентства отмечают высокую бюджетную достаточность региона: доля налоговых и неналоговых доходов составила 80,2% в структуре доходов бюджета Тульской области за 2016 год. Основными источниками налоговых поступлений являются налог на прибыль организаций, НДФЛ и акцизы.

Основное давление на рейтинговую оценку оказывает неблагоприятная демографическая ситуация в Тульской области. Регион характеризуется сокращением численности населения при ее относительно небольшой величине и высоким уровнем демографической нагрузки. Так, на 01.01.2017 г. численность населения составила 1 499 тыс. человек, при этом за последние три года численность сократилась на 1,5%. Тульская область является одним из самых стареющих регионов, коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2017 г. составил 0,817. Однако, при этом, среднегодовой уровень безработицы находится на низком уровне и достаточно стабилен, составляя 4,1% за последние три года.

Помимо этого, негативное влияние на уровень рейтинга оказала низкая диверсификация налоговой базы: на 10 крупнейших налогоплательщиков приходится 36,4% налоговых доходов за 2016 год. Также Агентство отмечает невысокое отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за 2016 год, которое составило 20,2%.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинговой оценки оказал рейтинг инвестиционной привлекательности Региона от «Эксперт РА» на уровне 3А1 «Пониженный потенциал - минимальный риск». Тульская область характеризуется невысокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2016 года составил 538,4 млрд руб., прогнозируемый ВРП на 2017 год составляет 578,1 млрд руб.

Объем доходов бюджета по итогам 2016 года составил 64,7 млрд руб., объем расходов бюджета - 65,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности регионов (муниципалитетов) http://www.raexpert.ru/ratings/regioncredit/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 09.06.2017). Ключевые источники информации: Министерство финансов Тульской области, Министерство экономики Тульской области, Федеральная служба государственной статистики РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен объекту рейтинга 20.12.2012 г. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 19.12.2017 г. Очередной пересмотр рейтинга и прогноза ожидается не позднее, чем через 182 дня с даты пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023