Рейтинговые действия, 17.08.2017

«Эксперт РА» подтвердило рейтинг компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 августа 2017 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Аэроэкспресс» на уровне ruBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «Аэроэкспресс» является частным перевозчиком, обеспечивающим железнодорожное сообщение между центральными ж/д вокзалами Москвы и тремя ключевыми аэропортами Московского авиационного узла (МАУ): Домодедово, Шереметьево, Внуково. По итогам первого полугодия 2017 года услугами компании воспользовались 5,4 млн человек, а доля компании на рынке интермодальных перевозок МАУ, согласно расчетам агентства, составила 13,6%.

За последние два завершившихся года количество перевезенных компанией пассажиров на направлениях МАУ заметно сократилось, упав в 2016 году до уровня в 11,6 млн человек, против 16,6 млн человек в 2014 году. Снижение пассажиропотока, по мнению агентства, было обусловлено, как улучшением дорожно-транспортной инфраструктуры в столице, так и сокращением спроса на туристические услуги.

На основании статистики прошлых лет наблюдается положительная корреляция между объемом международных перевозок через аэропорты МАУ и пассажиропотоком «Аэроэкспресса». Вместе с этим агентство прогнозирует постепенное восстановление рынка международных перевозок в 2017-2018 гг., что, вероятно, приостановит сокращение пассажиропотока компании и приведет к умеренному росту и стабилизации спроса на услуги перевозчика. Тем не менее, даже несмотря на отрицательную динамику пассажиропотока в последние два года, компания стабильно демонстрирует высокие показатели рентабельности. Рентабельность собственного капитала по скорректированной чистой прибыли за период 31.03.2016-31.03.2017 составила 21%, рентабельность по EBITDA за аналогичный период составила 37%.

В 2016 году на условиях финансового лизинга компания приобрела 11 современных двухэтажных поездов фирмы Stadler, начало эксплуатации которых запланировано компанией на 3-4 квартал 2017 года. Общая сумма лизингового контракта превышает валюту баланса компании практически в три раза, что оказывает существенное давление на показатели долговой нагрузки. Отношение долга и выплат по долгу в ближайшие 12 месяцев, учитывающих текущие забалансовые обязательства компании, к EBITDA за период 31.03.2016-31.03.2017 составили 20,2 и 1,3, соответственно. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает невысокий уровень диверсификации пассивов по кредиторам. Удельный вес крупнейшего кредитора составил 90% от суммарных пассивов компании (с учетом забалансовых обязательств). Кроме того, сдерживающим фактором выступает невысокий коэффициент прогнозной ликвидности. Согласно расчетам агентства, в следующие 18 месяцев от 31.03.2017 доступная ликвидность покрывает расходы компании, включая выплаты по долгу и лизингу, в 1,1 раза.

На 31.12.2016 компания размещала значительную часть средств на депозитных счетах, что обеспечивало высокий запас мгновенной ликвидности. В течение первого квартала 2017 года большая часть депозитных средств была направлена на обеспечительные платежи по лизинговому контракту, что негативно отразилось на абсолютной ликвидности. На 31.03.2017 соответствующий показатель опустился до значения 0,05, что оценивается агентством как низкий уровень. В то же время положительное влияние на рейтинг оказывает высокий показатель текущей ликвидности, учитывающий краткосрочные лизинговые платежи. На 31.03.2017 значение составило  1,4. Числитель и знаменатель показателя по большей степени представлены дебиторской и кредиторской задолженностью (на забалансовых счетах)  по лизинговым платежам. Взаимозачет пропорционально растущих задолженностей планируется по мере введения новых подвижных составов в эксплуатацию.

Зависимость компании от крупнейших покупателей и поставщиков, по мнению агентства, минимальна. Основными клиентами компании являются физические лица и составляют более 88% от итоговой выручки компании. На крупнейшего контрагента в структуре себестоимости, оказывающего услуги по текущему ремонту и обслуживанию подвижных составов и помещений, приходится не более 30%. Кроме того, аналитики агентства отмечают отсутствие валютной составляющей в структуре доходов и расходов компании, что позволяет выделить низкий уровень валютных рисков.

Публикация информации о существенных фактах в деятельности компании и раскрытие годовых и ежеквартальных отчетов в открытом доступе  позволяет положительно оценить информационную прозрачность компании.  При этом аналитики выделяют отсутствие контролирующего собственника, что,  по мнению агентства, может  увеличивать риски корпоративных конфликтов.

Компания ООО «Аэроэкспресс» занимается железнодорожными пригородными пассажирскими перевозками, обслуживая пассажиропоток московского авиаузла. На 31.03.2017 активы ООО «Аэроэкспресс»  по отчетности РСБУ находились на уровне 12,3 млрд рублей, капитал составил 5,1 млрд рублей, выручка за первый квартал 2017 год составила 1,3 млрд рублей, чистая прибыль - 0,1 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 617-0777.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/after_Apr18_2017/ (применяемая версия методологии вступила в силу 18.04.2017).. Ключевые источники информации: данные ООО «Аэроэкспресс», «Эксперт РА», Банка России, Росавиации.

Рейтинг кредитоспособности ранее был присвоен объекту рейтинга 10.08.2012. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении объекта рейтинга был опубликован 08.06.2017. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 10.08.2017. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023