Москва, 31 марта 2016 г.
Рейтинги университетов – главное, что влияет на выбор абитуриентов. Наибольшим авторитетом для будущих студентов обладает рейтинг вузов «Эксперт РА». Ведущие столичные вузы – МФТИ, РАНХиГС и НИУ МЭИ – опросили студентов-первокурсников, чтобы понять, что повлияло на выбор ими учебного заведения. В онлайн-опросе приняли участие 2,5 тыс. студентов.
Главный источник информации, на который опираются абитуриенты при выборе вуза – рейтинги, свидетельствуют результаты опроса. Почти две трети опрошенных (63%) заявили, что рейтинги повлияли на выбор вуза (31% респондентов охарактеризовали влияние на принятие решений как «умеренное», 32% - как «сильное»; см. таблицу 1).
Наибольшим авторитетом для будущих студентов обладают национальные рейтинги – в первую очередь, рейтинг вузов «Эксперт РА», за который проголосовало 39% респондентов, и национальный рейтинг университетов ИА «Интерфакс» (29%). Глобальные рейтинги имеют гораздо меньшую практическую ценность для абитуриентов: Times Higher Education и QS важны для 12% абитуриентов, Round University Ranking и ARWU набрали 11% и 9% голосов соответственно (см. график 1). Все остальные рейтинги в сумме набрали менее 1% голосов.
Данные о баллах ЕГЭ – второй по значимости источник информации для абитуриентов. 57% участников исследования указали, что данные о баллах ЕГЭ влияют на принятие решения о поступлении в конкретный вуз (32% сочли влияние данной информации «умеренным» и 25% - «сильным»). Также очень весомыми факторами являются «знакомство с вузом при личном визите» (55%), «информация от друзей и знакомых» (55%) и «информация от родственников» (54%).
Социальные сети в качестве источника информации об интересующих вузах использовались лишь каждым третьим абитуриентом (34% респондентов). При этом иногородние абитуриенты, уступающие жителям столицы в возможностях лично побывать в интересующих вузах, пользуются социальными сетями активнее москвичей (39% против 30%).
Будущие студенты довольно редко опираются при выборе вуза на СМИ и данные мониторинга вузов (26% и 22%). Наконец, совсем редкими следует признать такие обоснования выбора вуза как: возможность поступить по целевому договору с предприятием или по итогам участия в олимпиадах, рекомендации школьных учителей, широкий спектр специальностей в вузе. И всего несколько человек обосновали свой выбор близостью учебного заведения к месту проживания.
Таблица 1. Какие источники информации оказали влияние на Вас при выборе учебного заведения для поступления?
(%, респондент мог указать несколько вариантов)
Источник | Всего | В т.ч.: | |
Сильное влияние | Умеренное влияние | ||
Рейтинги вузов | 63 | 32 | 31 |
Данные о баллах ЕГЭ в вузах | 57 | 25 | 32 |
Знакомство с вузом при личном визите | 55 | 32 | 23 |
Информация от друзей и знакомых | 55 | 19 | 36 |
Информация от родственников | 54 | 22 | 32 |
Мероприятия, проводимые вузом, официальный сайт вуза | 43 | 17 | 26 |
Социальные сети | 34 | 9 | 25 |
Средства массовой информации | 26 | 6 | 20 |
Данные мониторинга вузов Минобрнауки | 22 | 7 | 15 |
Иное | 3 | 3 | 0 |
Источник: данные опроса студентов МФТИ, РАНХиГС и НИУ МЭИ