RAEX (Эксперт РА): переход российских университетов в разряд глобальных игроков сопряжен с преодолением трудностей
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

В рамках IV Международного форума ведущих вузов, который состоялся 2 июня в Москве, был проведен опрос среди его участников. В голосовании, посвященном глобальной конкурентоспособности и затрагивающем наиболее злободневные вопросы развития высшей школы в России, приняли участие около 100 респондентов, включая руководителей ведущих вузов России – МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, РАНХиГС, МИСиС, МЭИ, Воронежского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета и др.

Москва, 17 июня 2016 г.

В рамках IV Международного форума ведущих вузов, который состоялся 2 июня в Москве, был проведен опрос среди его участников. В голосовании, посвященном глобальной конкурентоспособности и затрагивающем наиболее злободневные вопросы развития высшей школы в России, приняли участие около 100 респондентов, включая руководителей ведущих вузов России – МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, РАНХиГС, МИСиС, МЭИ, Воронежского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета и др.

Только 8% участников опроса выразили мнение, что российские вузы сегодня можно назвать  глобальными игроками. Респонденты отмечают, что переход российских университетов в разряд глобальных игроков сопряжен с преодолением множества трудностей: главным образом, это нехватка академической свободы и сильная зависимость от бюрократического аппарата государства (так считают 30% опрошенных), языковой барьер сотрудников и студентов вузов (20%) и недостаточное финансирование со стороны государства (20%).

28% проголосовавших уверены, что наиболее важное преимущество, которое глобализация способна принести российским вузам, это активное участие студентов в международных программах и стажировках. Развитие прорывных фундаментальных исследований с учеными мирового уровня отметили 23% опрошенных представителей вузов. Гораздо меньше тех, кто верит в то, что глобализация приведет к повышению уровня преподавания за счет привлечения зарубежных кадров (13%) и повысит привлекательность российских вузов для иностранных студентов (10%).

Практическая ценность, которую уже принесла программа повышения конкурентоспособности 5-100, это «раскрутка» бренда вузов, продвижение его в информационном поле, считают 40% респондентов. Активного вовлечения зарубежных ученых в исследования российских университетов и мощного развития материально-технической инфраструктуры при этом не наблюдается – соответствующие варианты ответов набрали лишь 3% и 8% голосов соответственно.

32% участников опроса считают рейтинги главным источником информации при выборе вуза абитуриентами. Примечательно, что информация от друзей и знакомых (29%) важнее для абитуриентов, чем мнения родственников, в том числе родителей (11%).

Наиболее слабым звеном образовательных рейтингов участники исследования считают высокую зависимость результата от репутационных опросов (33%). Каждый пятый опрошенный (20%) считает главной претензией к рейтингам непрозрачность их составления. 15% респондентов ставят в вину рейтингам недостаточное количество критериев и фрагментарность измерений.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: (495) 617-07-77.

Дополнительные материалы по тематике


Вождь лилипутов

Министр образования старательно пытается поставить российские университеты в затылок университетам развивающихся стран. Упорно не замечая, что ведущие высокотехнологичные корпорации мира оценивают их на уровне лидеров.

19.06.2013