«Эксперт РА»: провайдеры интернет-банкинга делают ставку на персональный финансовый менеджмент
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило очередной рейтинг систем интернет-банкинга. В 2014 году мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности. За ней следуют системы АЛЬФА-БАНКа и ФГ ЛАЙФ. Подняться на три позиции в рейтинге удалось системе интернет-банкинга Банка Русский Стандарт: она прибавила как в числе поставщиков услуг, так и в ряде сервисных функций, включающих инструменты управления личными финансами.

3 июня 2014 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило очередной рейтинг систем интернет-банкинга. В 2014 году мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности. За ней следуют системы АЛЬФА-БАНКа и ФГ ЛАЙФ. Подняться на три позиции в рейтинге удалось системе интернет-банкинга Банка Русский Стандарт: она прибавила как в числе поставщиков услуг, так и в ряде сервисных функций, включающих инструменты управления личными финансами.

Согласно исследованию, в 2013 году 35,3% от общего количества банковских платежей клиентов-физлиц было совершено через сеть Интернет. При этом  доля данных транзакций в общем объеме платежей физлиц составила 15,3% (1,1 трлн руб. в абсолютном выражении). По сравнению с 2012 годом темп прироста количественной доли практически не изменился, а объемной – сократился на 7 п.п. По оценкам «Эксперт РА», в перспективе 1-2 лет тенденция замедления роста совокупного объема онлайн-платежей сохранится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному управлению финансами.

Аналитики агентства отмечают, что обострение конкуренции на рынке дистанционного банковского обслуживания (ДБО) побуждает провайдеров интернет-банкинга дополнять системы множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей.  Основным приоритетом является предоставление пользователю полноценных решений для управления личными финансами. В числе дополнительных функций – персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику.

Ужесточение законодательного регулирования рынка дистанционного банковского обслуживания потребует от провайдеров дополнительных расходов, прогнозируют эксперты. С 1 января 2014 года банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования со стороны банка. Это может стать причиной возникновения новых схем интернет-мошенничества. «Во избежание конфликтов рынку нужны новые законодательные инициативы, определяющие ответственность клиента за предоставление недостоверной информации или несвоевременной ее актуализации, а системам ДБО – дополнительные инвестиции в безопасность», - комментирует директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

Сегмент мобильного банкинга далек от насыщения, и аналитики «Эксперт РА» считают, что количество транзакций с его использованием будет расти существенно быстрее, чем другие дистанционные банковские платежи. Лидеры рейтинга совершенствуют функционал облегченных версий систем, а отстающие провайдеры еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний.

По прогнозам «Эксперт РА», объемная доля банковских транзакций физлиц через Интернет вырастет до уровня не ниже 18% по итогам 2014 года. Замедление темпов ее прироста продолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. При этом в условиях повышенной конкуренции одни провайдеры решатся на полный перезапуск систем, другие же попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. Благодаря потенциалу для роста рынка в сфере мобильных приложений, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует ее на уровне 40-41%.

 

Топ-10 функциональности систем интернет-банкинга

Система интернет-банкинга Банк Место в рейтинге
Итоговый рейтинг Внешний платежный функционал Внутренний функционал и сервисные функции Информационная и финансовая безопасность
Система HandyBank Банки-участники системы HandyBank 1 1 4 1
Альфа-Клик ОАО «АЛЬФА-БАНК» 2 5 1 5
eLife ФГ ЛАЙФ (ОАО АКБ «Пробизнесбанк»; ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА№; ОАО «Вуз-банк»; ОАО «Газэнергобанк») 3 2 2 6
Интернет-банк ЗАО «Банк Русский Стандарт» 4 18 3 2
Faktura.ru Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 5 3 6 15
Интернет-банк ТКС Банк (ЗАО) 6 9 8 17
Номос-Линк «НОМОС-БАНК» (ОАО) 7 19 7 3
Интернет-банк ОАО «Банк «Санкт-Петербург» 8 7 9 19
АйКлик ООО КБ «АйМаниБанк» 9 11 26 4
PSB-Retail ОАО «Промсвязьбанк» 10 16 5 20

Источник: оценка «Эксперта РА» по результатам анкетирования