26 сентября 2013 года
Продвижение инвестиционных и накопительных продуктов страхования жизни, интересных не заемщикам, а вкладчикам банков, станет драйвером развития рынка после замедления темпов роста потребительского кредитования, говорится в исследовании «Страхование жизни в России: от заемщиков к вкладчикам», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Но, несмотря на прогнозируемое снижение темпов роста кредитования, в ближайшие 5-7 лет банковский канал продаж останется основным источником поступления взносов страховщиков жизни.
Согласно исследованию, в 2012 году более 80% абсолютного прироста взносов по страхованию жизни обеспечил прирост взносов по страхованию жизни заемщиков потребительских кредитов. По оценкам «Эксперт РА», доля взносов, полученная через банки, выросла в 2012 году и составляет порядка 70-80% совокупных вносов страховщиков жизни (50-60% в 2011 году). Темпы прироста взносов по страхованию жизни в 1 полугодии 2013 года составили 65,5% по сравнению со значением за аналогичный период 2012 года, объем взносов, по данным ЦБ, равен 36,4 млрд рублей.
«При росте объемов взносов по страхованию жизни заемщиков потребительских кредитов выросла и доля комиссий во взносах. В 1 полугодии 2013 года она составила 40,6% в совокупных взносах по страхованию жизни, что было на 17,1 п.п. выше, чем в 1 полугодии 2012 года», - подчеркнул руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. Наибольшие комиссии и темпы прироста взносов из топ-10 страховщиков по страхованию жизни наблюдались у компании Ренессанс Жизнь (87,7% и 335,2% соответственно). При этом места компаний по взносам по страхованию жизни с учетом и без учета комиссий заметно отличаются. Так, например, Компания Ренессанс Жизнь, занимающая 1 место по объему взносов с учетом комиссии, располагается лишь на 9 месте по объему взносов без комиссии. Компания Росгосстрах-Жизнь, занимающая 3 место по объему взносов с учетом комиссии, занимает 1 место по объему взносов без учета комиссии.
Несмотря на прогнозируемое снижение темпов роста кредитования, в ближайшие 5-7 лет банковский канал продаж останется основным источником поступления премий по страхованию жизни, отмечают аналитики агентства. При этом сегодня страхованием охвачены только заемщики банков, вынужденные приобретать страховые продукты для получения кредитов, продажи более сложных накопительных и инвестиционных страховых продуктов вкладчикам банков практически не развиты. Использование всего потенциала банковского канала продаж для реализации страховых продуктов станет долгосрочным источником роста рынка страхования жизни.