Новости агентства, 22.02.2011

Займы российских страховщиков стали более рыночными, долгосрочными и дорогими
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

22 февраля 2011 года

Темпы прироста обязательств страховых компаний за последние 2,5 года почти в 4 раза превысили темпы прироста собственных средств, говорится в исследовании «Долговая нагрузка страховых компаний: рост взаймы», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». По данным ФССН на 1-ое июля 2010 года совокупная величина обязательств российских страховщиков составила 221,8 млрд рублей, увеличившись за 2,5 года на 59,2%. За аналогичный период собственные средства выросли на 15,8%, активы – на 26,4%.

Показатели долговой нагрузки российских страховщиков находятся на неопасном для отрасли уровне. По данным ФССН, в целом по рынку отношение заемных средств к собственным средствам составляет 17%, к активам – 4,4%, а совокупная величина займов и кредитов на 1-ое июля 2010 года равна 42,5 млрд рублей. Однако индивидуальные риски по кредитным обязательствам ряда страховщиков оцениваются как высокие.

Цели получения кредита страховыми компаниями сместились от тактических к стратегическим, а сроки – от краткосрочных к долгосрочным. Специфика страхового бизнеса (страховщики осуществляют выплаты из сформированных на основе полученных взносов страховых резервов) не предполагает высокой доли заемных средств в пассивах. Еще недавно у страховщиков были три наиболее популярные цели получения займа: оптимизация активов, пополнение текущей ликвидности и Выполнение решений собственников, не связанных с потребностями страховой компании. В 2010 году появилась еще одна цель – развитие бизнеса. С одной стороны, после кризиса страховщики не располагают значительными объемами свободных средств. С другой стороны, ожидаемое введение новых обязательных видов страхования требует от страховых компаний модернизации бизнеса. О росте инвестиций в развитие бизнеса российских страховщиков говорит тот факт, что, по данным ФССН, на конец 1-ого полугодия 2010 года совокупная величина основных средств страховых компаний выросла почти в два раза (до 56,6 млрд рублей) по сравнению с довольно стабильными показателями 2008-2009 годов (29,2-31,6 млрд рублей).

В 2010 году существенно выросла доля рыночных займов страховых компаний, следовательно, повысилась и общая стоимость привлеченных средств. До кризиса наиболее популярным источником получения займов для страховщиков являлись средства собственников и аффилированных компаний. Займы предоставлялись на короткий срок по нерыночным ставкам и часто под особые условия. В настоящий момент с ослаблением финансового потенциала у ряда собственников страховых компаний и ростом потребности в реальном финансировании на более долгосрочный период, страховщики вынуждены искать средства на открытом рынке. Рыночные условия заимствования требуют от страховых компаний высокой результативности: чтобы вернуть долг с учетом процентов, рентабельность бизнеса страховых компаний должна существенно вырасти.

За выпуском облигаций страховыми компаниями стоят иные причины, чем привлечение средств, так как стоимость получения облигационного займа существенно превышает рыночную стоимость банковских кредитов. За всю историю российского фондового рынка было зафиксировано лишь три выпуска облигаций страховых компаний (выпуск ООО «Группа Ренессанс Страхование» через SPV «Ренинс Финанс» в 2006 году и 2 выпуска ООО «Росгосстрах» в 2010 году). В обоих случаях компании стремились получить не только финансирование: группа «Ренессанс» хотела продемонстрировать инвесторам свою транспарентность и снизить будущие ставки по облигациям других компаний группы, а группа «Росгосстрах» с учетом планов выхода на IPO нуждалась в публичной кредитной истории.