Рейтинговое агентство
en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.


 
PDF  

«Эксперт РА»

20 июля 2010 г.

«Эксперт РА»: объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» совместно с Национальным Агентством Финансовых Исследований (НАФИ) реализует исследовательский проект «Рынок розничного страхования в России: вторая волна исследования». Результатам исследовательского проекта и посвящена пресс-конференция «Рынок розничного страхования: от посредников к страхователям».

Кризис 2008-2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков – структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели.

Кризис привел к росту уровня диверсификации рынка розничного страхования. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд. рублей. Впервые за последние 4 года доля страхования автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Уровень диверсификации рынка по видам страхования существенно повысился (индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 0,373 в 2007 году до 0,303 в 2009 году).

По данным «Эксперт РА», наибольший вклад в падение рынка розничного страхования в 2009 году внесли:

  1. Страхование автокаско (-22,2 млрд. рублей или -16,5% (падение по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование жизни (-1,9 млрд. рублей или -14,2%).
  3. Страхование от несчастных случаев (-1,2 млрд. рублей или -6,1%).
  4. Страхование сельскохозяйственных рисков (-0,8 млрд. рублей или 35,4%).
  5. Страхование выезжающих за рубеж (-0,4 млрд. рублей или -15%).

Еще более упасть рынку не позволили следующие виды страхования:

  1. ОСАГО (+5,4 млрд. рублей или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд. рублей или на 7,5%).
  3. ДСАГО (+1,2 млрд. рублей или 69,1%).
  4. ДМС (+0,3 млрд. рублей или 7,3%).

В 2010 году, по прогнозам «Эксперт РА», рост рынка розничного страхования составит 1,6%. Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов будет сильнее, чем от падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи с снижением уровня доверия к страховым компаниям. Уровень диверсификации рынка еще более увеличится.

Нестабильность поступлений от партнерских каналов продаж повысила привлекательность инвестиций в развитие агентских сетей и прямые продажи. По оценкам «Эксперт РА», в 2009 году сильнее всего сократились поступления взносов по розничному страхованию от банков, автодилеров, турфирм и других неспециализированных страховых агентов. Небольшой рост взносов был отмечен в агентском канале продаж. Взносы по прямому страхованию выросли в два раза. Однако перспективность прямого страхования оценивается российскими страховщиками на среднем уровне: развитие этого канала продаж требует значительных долгосрочных инвестиций и может вступать в противоречие с другим важным каналом продаж – агентской сетью.

По оценкам страховщиков, наиболее эффективными каналами продаж розничных страховых продуктов (с позиции стоимости, управляемости, стабильности и величины операционных рисков) на данный момент являются прямые продажи через центральный офис и другие офисы, наименее эффективным – брокерский канал продаж.

С наступлением кризиса до конца 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Лишь через год после начала кризиса, во второй половине 2009 года, страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением, и превратился в удел «умирающих» компаний.

Основная причина отказа от страхования – материальный фактор. По данным опроса, проведенного НАФИ, по сравнению с 2008 годом в 2010 году перспективный спрос на услуги страховых компаний значительно сократился. Существенно возросла доля тех, кто не собирается страховаться (с 4 до 20 п.п.). Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования как: страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т.п.) (его планируют приобрести 4% (в 2008 г. – 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%. Наиболее востребованными в перспективе ближайших 2-3 лет являются ДМС и автокаско.

На первом месте среди наиболее распространенных причин отказа от пользования страховыми услугами находится материальный фактор. 31% опрошенных указывают, что у них нет денег для приобретения полиса. Далее следует отсутствие для людей смысла в приобретении страхового полиса (26%), и уверенность в невыгодности страхования (26%). За прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось (с 17 до 25 п.п.) недоверие к страховым компаниям. Все это снижает «страховую активность» населения.

Цена полиса не является основным фактором выбора страховщика. Главные критерии выбора страховой компании (по автокаско) – это качество услуг (стремление получить хороший уровень сервиса, репутация страховщика как крупной и финансово устойчивой компании и опыт работы компании на рынке) и эргономичность услуг (набор предоставляемых услуг и удобство расположения офисов).

На рынке существуют две практически равнозначные поведенческие модели принятия решения о выборе страховой компании. Это ориентация на неформальные каналы (рекомендации близкого окружения) и рациональный расчет с использованием официальной информации. В последние два года наметилась тенденция к преобладанию второй рациональной модели поведения.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!