«Эксперт РА»: принятие поправок приведет к кризису ОСАГО
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

<p align=justify>В случае, если новые поправки, касающиеся упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков, вступят в силу без адекватного увеличения тарифов, <strong>годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7%, на 1 января 2011 года – 107,9%, что неминуемо приведет к масштабному кризису рынка ОСАГО</strong> – говорится в исследовании рейтингового агентства &laquo;Эксперт РА&raquo; <a href="http://www.raexpert.ru/researches/insurance/osago2003-2007/">&laquo;ОСАГО: рынок на грани&raquo;</a>. </p>

31 июля 2008 г.

В случае, если новые поправки, касающиеся упрощенной процедуры оформления ДТП и системы прямого возмещения убытков, вступят в силу без адекватного увеличения тарифов, годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО на 1 января 2010 года составит 97,7%, на 1 января 2011 года – 107,9%, что неминуемо приведет к масштабному кризису рынка ОСАГО – говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» «ОСАГО: рынок на грани».

«Система прямого возмещения убытков будет стимулировать страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда, причиненного как имуществу, так и жизни, и здоровью, – объясняет Алексей Янин, руководитель страхового направления рейтингового агентства «Эксперт РА». - В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому росту числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества. Все это будет сопровождаться ростом расходов на ведение дела страховых компаний».

Повышение убыточности грозит разорением уже не только небольшим страховщикам, работающим в наиболее убыточных регионах, но и крупным участникам рынка, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

На 1 января 2008 года годовой коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО составил от 72,3 до 77,8% (в зависимости от методики расчета РПНУ). При этом, по прогнозам «Эксперта РА», нижняя граница годового коэффициента убыточности уже на 1 января 2009 года превысит критический уровень, соответствующий нетто-ставке, предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат по договорам ОСАГО (77%), достигнув 77,5% (с учетом различий в методах оценки РПНУ фактический годовой коэффициент убыточности может быть еще выше – около 80%).

По отдельным тарифным территориям и типам транспортных средств нижняя граница годового коэффициента убыточности на 1 января 2008 года вплотную приблизилась или даже превысила критический уровень: по городам с Кт=1,3 данный показатель составил 76,3%, по городам с Кт=1 – 76,8%, по населенным пунктам с Кт=0,5 – 85,1%, по грузовым автомобилям – 77,9%, по автобусам – 88,2%, по трамваям – 149,4%, по такси – 174,4%, по троллейбусам – 195,1%.

Согласно прогнозу «Эксперта РА», в 2008 году объем рынка ОСАГО составит 82,5 млрд руб., в 2009 году – 91,9 млрд руб., в 2010 году – 101,4 млрд руб. Совокупный объем выплат (без учета вступления в силу упрощенной процедуры оформления и системы прямого урегулирования убытков) по итогам 2008 года составит 47,5 млрд руб., по итогам 2009 года – 54,7 млрд руб., по итогам 2010 года – 61,9 млрд руб. В случае вступления в силу системы прямого возмещения убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП с 1 марта 2009 года «Эксперт РА» прогнозирует объем выплат, равный 60,1 млрд руб. в 2009 году, 74,3 млрд руб. – в 2010 году.

С июля 2003 года по март 2008 года было заявлено 6,0 млн страховых случаев, из них урегулировано 5,6 млн случаев (в т. ч. за первый квартал 2008 года – соответственно 462 и 449 тыс. случаев). Сумма выплат по страховым случаям за весь анализируемый период достигла 127,9 млрд рублей (в т. ч. за первый квартал 2008 года – 10,8 млрд рублей). Средняя премия по заключенному договору за анализируемый период составила 1 997 руб., а средняя выплата по страховому случаю – 22 688 руб.

Единственный выход из сложившей ситуации, по мнению аналитиков Агентства, – повышение тарифов на ОСАГО. Кроме того, необходимо скорректировать территориальные поправочные коэффициенты и базовые страховые тарифы по категориям транспортных средств, которые в настоящее время не выполняют свою функцию по выравниванию убыточности.

В связи с высоким уровнем инфляции в России имеет смысл ввести новый поправочный коэффициент, который позволит ежегодно корректировать тарифы на ОСАГО с учетом инфляции на автозапчасти и услуги автомастерских. Утверждение индексации данного поправочного коэффициента правительством РФ целесообразно осуществлять ежегодно на основе соответствующих данных Федеральной службы государственной статистики.