Новости агентства, 14.08.2008

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» и Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ)
приступают к реализации проекта «Рынок банковских вкладов: современное состояние и потребительские предпочтения».
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» и Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) приступают к реализации совместного исследовательского проекта «Рынок банковских вкладов: современное состояние и потребительские предпочтения». Генеральными партнерами проекта выступают МБРР, Промсвязьбанк и Банк Русский Стандарт. Партнерами проекта являются GE Money Bank, Альфа-банк.

14 августа 2008 года.

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» и Национальное Агентство Финансовых Исследований (НАФИ) приступают к реализации совместного исследовательского проекта «Рынок банковских вкладов: современное состояние и потребительские предпочтения». Генеральными партнерами проекта выступают МБРР, Промсвязьбанк и Банк Русский Стандарт. Партнерами проекта являются GE Money Bank, Альфа-банк.

По данным Центробанка РФ (Банка России), к началу июня 2008 г. общий объем привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц составил почти 6,5 трлн. рублей.

Глобальный кризис ликвидности, последствия которого по-прежнему себя не исчерпали, в 2007 г. нарушил поступательное развитие рынка банковских вкладов: темпы прироста существенно замедлились. По данным исследования агентства «Эксперт РА» в декабре 2006 г. вклады физических лиц выросли на 8,5%, а в декабре 2007 г. – лишь на 6,9% (см. график 1). Следует отметить, что рынок вкладов отличается достаточно четко выраженной сезонностью – основная часть притока средств приходится как раз на последние месяцы года, в то время как наиболее низкие темпы роста характерны для первого квартала, в котором расходы населения традиционно увеличиваются. Февраль 2008 г. стал очень неудачным месяцем для банков, работающих с частными вкладами: отток средств составил около 0,6%. В целом по I кварталу, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, темпы роста упали почти вдвое: с 5,8% до 3%.

График 1. Месячные темпы прироста депозитов в декабре-марте 2007-2008 гг. были существенно ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года

Месячные темпы прироста депозитов физических лиц, в %
Источник: «Эксперт РА» по данным Банка России

«Кризис ликвидности, возникший в прошлом году, заставил многие российские банки уделить пристальное внимание альтернативным источникам финансирования. Рынок вкладов стал более интересен и важен для российских банков, включая крупнейшие государственные кредитные организации. – Отмечает старший вице-президент МБРР Альберт Звездочкин. - В борьбе за средства частных лиц банки стали оптимизировать условия обслуживания клиентов, повысили процентные ставки, а также расширили продуктовое предложение и усилили маркетинговую активность

Если рассматривать отношение населения к депозитам, то можно сделать вывод о том, что банковские вклады – наиболее знакомая населению финансовая услуга. Согласно результатам всероссийского исследования, проведенного НАФИ в феврале 2008 г., среди 10 основных финансовых услуг наиболее известной и знакомой респондентам услугой был банковский срочный вклад. Исследование показало, что банковский срочный вклад известен населению примерно на том же уровне, что и потребительский кредит. Средние ранги этих двух услуг составили 3,4-3,5 (по шкале от 1 до 10, где 1 – наиболее знакомая респонденту услуга, а 10 – наименее знакомая услуга).

Подробнее средние ранги основных финансовых услуг представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние ранги «известности» основных финансовых услуг среди населения

Финансовая услуга Средний ранг
1 Срочный вклад 3,4
2 Потребительский кредит 3,5
3 Страхование жизни 3,9
4 Страхование имущества 4,5
5 Ипотека 4,6
6 Кредитная карта 5,1
7 Платное медицинское страхование 5,8
8 КАСКО (добровольное страхование автомобиля) 6,2
9 Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) 8,6
10 Брокерское обслуживание 9,4

Источник: НАФИ

В ходе опроса респондентам также предлагалось выбрать те финансовые услуги, о которых они хотели бы знать больше. Респондент мог выбрать любое количество ответов.

Степень востребованности дополнительной информации о том, что такое банковский срочный вклад, весьма низка. В списке из 10 позиций данная финансовая услуга заняла лишь 9-е место из 10, опередив только КАСКО. Иными словами, банковские вклады являются наиболее известной и понятной банковской услугой, что неудивительно, учитывая довольно длительную историю их развития в стране.

Если же говорить о показателях охвата (т.е. о числе вкладчиков), то надо отметить, что они весьма невелики. Текущими счетами в банках пользуются 10% опрошенных (опрос проводился по всероссийской репрезентативной выборке), срочные вклады есть у 4% респондентов. Еще 4% сообщили, что пользуются дебетовыми картами, выданными при открытии банковского счета. В общей сложности, различными видами вкладов пользуются 16% респондентов. Такие результаты были получены социологами НАФИ в апреле 2008 года.

Можно констатировать, что на фоне достаточно высокого уровня знания населения о банковских вкладах наблюдается низкий уровень пользования этими услугами. Основной причиной, по которой россияне отказываются от вкладов в банках, является низкий уровень благосостояния большой части населения, не позволяющий иметь некоторые свободные денежные средства, необходимые для открытия вклада.

Главная цель нового совместного проекта «Эксперт РА» и НАФИ – предоставить всесторонний обзор рынка розничных банковских услуг в сегменте депозитов по двум основным направлениям: спрос и предложение. Исследование спроса и предложения покажет предпочтения населения в сфере депозитов, поможет выявить ключевые тенденции на рынке депозитов и сформировать прогноз развития рынка. По итогам анализа результатов, будут выявлены несоответствия между спросом и предложением на рынке депозитов, а также сформированы предложения по их устранению.

«В период нестабильности финансовых рынков, данное исследование становится очень актуальным, я думаю, что оно поможет банкам лучше понять ожидания и предпочтения потребителей, и следовательно, создать наиболее удобные и необходимые инструменты вложения для частных лиц», отмечает Алексей Михайлик, вице-президент, директор департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка.

Итоги исследования будут представлены в ноябре 2008 года.