Новости агентства, 20.11.2006

Подтверждён рейтинг кредитоспособности республики Коми на уровне "А+"
Поделиться
VK

PDF  

Консорциум "Эксперт РА — АК&М"

17 ноября 2006 года

Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Республика Коми относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Правительством Республики Коми незначительный. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. При этом динамика показателей развития экономики и реальные шаги Правительства Республики Коми дают основание ожидать улучшения отдельных показателей кредитоспособности.

Республика Коми относится к числу регионов с высоким уровнем экономического развития. Большинство макроэкономических показателей в пересчете на душу населения по итогам 2005 года, как и ранее, превышают общероссийский уровень. В частности, Республика Коми существенно опережает среднероссийский уровень по объему ВРП на душу населения, инвестиций в основной капитал на душу населения и др. Кроме того, необходимо отметить хорошую обеспеченность Республики Коми природными ресурсами, которые представлены запасами угля, нефти, газа, бокситов, титановых руд, золота, алмазов, руд цветных и редких металлов, горючих сланцев и других полезных ископаемых.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к улучшению основных макроэкономических и бюджетных показателей региона. По итогам 2005 года ВРП Республики Коми вырос на 7,1%. По сравнению с 2004 годом темпы роста ВРП увеличились на 2 процентных пункта и превысили темпы роста ВВП России (106,4% к уровню 2004 года). Кроме того, довольно существенно вырос объем инвестиций в основной капиталл и объем иностранных инвестиций. По итогам 2005 года объем инвестиций в основной капитал в Республике Коми вырос на 31,5%. Промышленное производство, а также показатели других отраслей экономики (торговля, сфера услуг) и показатели, характеризующие уровень жизни населения, также улучшаются.

Позитивная динамика развития экономики создает предпосылки для улучшения бюджетных показателей. В 2005 году доходы республиканского бюджета Республики Коми выросли на 18,8%, а доходы консолидированного бюджета — на 19,8%. Темпы роста доходов бюджета превышали темпы роста расходов, в результате чего бюджет Республики Коми в 2005 году был исполнен с профицитом. По итогам 2005 года республиканский бюджет Республики Коми исполнен с профицитом 714,9 млн руб. (в 2004 году с дефицитом в объеме 39,2 млн руб., или 0,23% к доходам), а консолидированный бюджет с профицитом в объеме 975 млн руб. (в 2004 году с дефицитом 12,3 млн руб.). По итогам января — сентября 2006 года консолидированный и республиканский бюджеты Республики Коми также исполнены с профицитом.

Республика Коми характеризуется невысокой долговой нагрузкой, что снижает кредитные риски. По итогам 2005 года объем государственного долга Республики Коми составил 20,81% к объему доходов республиканского бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, что ниже среднего, если рассматривать все субъекты РФ (25,07%).

В качестве позитивного фактора выступают невысокие объемы затрат на погашение государственного долга, которые не превышают 3% доходов республиканского бюджета. В течение ближайших трех лет максимальный объем выплат приходится на 2007 год, когда будут погашены облигации выпуска № КОМ 006/00122.

Среди факторов, повышающих кредитоспособность и устойчивость бюджетной системы, необходимо назвать обеспеченность собственными финансовыми ресурсами. Доходы бюджета Республики Коми формируются в основном за счет налоговых поступлений, а доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы незначительна, что свидетельствует о высоком уровне финансовой независимости и финансовой гибкости администрации региона. Кроме того, необходимо отметить, что Республика Коми является территорией — донором. Объем средств, получаемых из федерального бюджета, почти в два раза ниже, чем объем финансовых ресурсов, передаваемых в федеральный бюджет.

Республики Коми имеет хорошую кредитную историю. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств или несвоевременных выплат по государственному долгу. Долги по выпущенным облигациям Республики Коми погашаются в установленные сроки в объемах, предусмотренных проспектами эмиссии. В настоящее время в структуре задолженности Республики Коми отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.

Важным позитивным фактором является высокое качество финансового управления в Республике Коми. Об этом свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной задолженности по государственному долгу и заработной плате работникам бюджетной сферы.

Бюджет Республики Коми исполняется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, что также является фактором, свидетельствующем о хорошем качестве управления региональными финансами. Проведенный анализ показывает, что, как и ранее, все параметры, контролируемые Бюджетным кодексом РФ, в Республике Коми значительно выше предельных значений.

Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, сохраняется ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку. Среди них необходимо отметить низкий уровень отраслевой диверсификации экономики. Промышленность Республики Коми представлена более чем 30 отраслями, но при этом около 80% промышленного производства обеспечиваются двумя отраслями (топливная промышленность и лесопромышленный комплекс). В структуре топливной промышленности наибольший удельный вес приходится на нефтедобывающую промышленность и угольную промышленность, а в структуре лесопромышленного комплекса — на целлюлозно-бумажную промышленность.

Высокая доля ТЭК в структуре ВРП обуславливает зависимость экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в частности, рынка нефти, что повышает неопределенность в формировании налоговых поступлений бюджета.

Невысокий уровень отраслевой диверсификации обуславливает низкий уровень диверсификации налоговой базы, что рассматривается в качестве фактора риска, так как свидетельствует о высокой зависимости доходной части бюджета от финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, в частности, нефтедобывающих предприятий.

Обсудить на форуме