С момента введения ОСОПО прошло более 1,5 лет. Однако вопросы о его целесообразности звучат до сих пор. Промышленники говорят о чрезмерной финансовой нагрузке (особенно для владельцев АЗС, лифтов и подъемных механизмов) и о крайне низких выплатах по этому виду страхования. Страховщики указывают на нежелание владельцев опасных объектов снижать реальный уровень опасности. Потерпевшие – на трудности в получении компенсации.
По мнению «Эксперт РА», высокая социальная значимость закона и успешный опыт реализации этого вида страхования в других странах исключают какие-либо сомнения о необходимости ОСОПО. Существующая система нуждается не в отмене, а в точечных настройках. Цель предлагаемых изменений – повысить эффективность действующей системы, как с точки зрения потерпевших, так и с точки зрения страхователей.
- Для потерпевших: минимизация случаев отказа либо занижения страхового возмещения, получение неотложной финансовой помощи.
- Для страхователей и страховщиков: премии, адекватные уровню риска.
- Для общества в целом: усиление экономических стимулов повышения уровня безопасности.
Также усилия государства и страхового сообщества должны быть направлены на повышение информированности населения о возможности получения страховой выплаты в рамках ОСОПО (особенно по такому новому риску как нарушение условий жизнедеятельности).
Таблица. Ключевые точечные настройки системы ОСОПО
Условие | Изменение | Суть проблемы |
Лимиты | Повышение страховых сумм в страховании владельцев шахт с 10 до 25-50 млн. рублей. | Например, действующей страховой суммы в 10 млн. рублей не хватило, чтобы осуществить выплаты родственникам 14 погибших горняков на шахте «Воркутинская». Выплаты оказались в 2,5 раза меньше нормативных значений. |
Поправочные коэффициенты | Более гибкий андеррайтинг, введение дополнительных параметров, влияющих на стоимость страхования (например, число людей, проживающих в непосредственной близости к опасному объекту). | Цель – снижение финансовой нагрузки для объектов с низкой вероятностью страхового случая и небольшой возможной выплатой и стимулирование владельцев действительно опасных объектов осуществлять превентивные действия. |
Риски в покрытие |
|
Экологические риски в настоящий момент не включены в покрытие по ОСОПО, однако грань между экологическим риском и риском нанесения вреда имуществу порой очень тонка (например, гибель рыбы в реке и гибель специально разводимой рыбы). |
Порядок выплат |
Обеспечение возможности осуществления срочных выплат для экстренного лечения и других нужд. |
По оценкам НССО, средний срок выплаты пострадавшим составляет 4?5 месяцев. |
Источник: «Эксперт РА»
Кроме того точечные настройки системы должны быть направлены на минимизацию случаев недобросовестной конкуренции. Необходимо создать эффективную систему контроля расчета и применения поправочного коэффициента КУБ, систему контроля страховщиков и проверку страхователей.