По прогнозам «Эксперта РА», темпы прироста объемов потребительского кредитования в 2014 году сократятся еще на 2 п. п. и составят 17% по сравнению со значением за 2013 год; в 2015 году значение показателя составит 15%.
В условиях прогнозируемого сокращения темпов прироста объемов потребительского кредитования замедлится прирост взносов по страхованию жизни заемщиков, основным драйвером роста рынка станет инвестиционное страхование жизни.
По прогнозам «Эксперта РА», в 2014 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 20–25%, объем рынка достигнет 101–106 млрд рублей.
По базовому прогнозу (в условиях сохранения текущей институциональной среды рынка страхования жизни), в 2015 году, в связи с постепенным насыщением рынка инвестиционного страхования жизни, темпы прироста взносов по страхованию жизни замедлятся и составят 10–15%, объем рынка будет находиться в диапазоне 115–120 млрд рублей.
Александр Зарецкий, президент СК «МетЛайф»: «Сейчас есть инвестиционное страхование жизни, которое предлагается банками сегменту обеспеченных клиентов, список которых ограничен. Это те люди, которым нужно во что-то вкладывать деньги. В недвижимость уже много не инвестируешь, в фондовый рынок тоже, за границей все возможности «обрезали». А тут еще один дополнительный финансовый инструмент. Но реальной страховой потребности за этим видом бизнеса нет, и категория клиентов достаточно узкая. На мой взгляд, сумасшедшие темпы роста, которые наблюдались в этом сегменте в 2013 году (в три раза), достаточно быстро сойдут на нет».
По оптимистичному прогнозу (в условиях реализации части мер по развитию рынка страхования жизни, прописанных в «Стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года»: выравнивание налогообложения с НПФ по корпоративным пенсиям, введение налоговых льгот и продуктов unit-linked), в 2015 году темпы прироста взносов по страхованию жизни составят 20–25%, объем рынка будет находиться в диапазоне 125–130 млрд рублей. Полноценный эффект от реализации мер по развитию страхования жизни наступит не раньше 2016 года – рынку потребуется время для перехода на новые условия работы.
В 2014 году, по прогнозу «Эксперта РА», наибольший рост произойдет в сегменте инвестиционного страхования жизни. В 2015 году, в случае реализации оптимистичного сценария, высокие темпы роста будут наблюдаться в сегменте пенсионного, смешанного страхования жизни и инвестиционного страхования жизни.
Ирина Якушева, генеральный директор «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ»: «Вместе с тем реальный потенциал продуктов unit-linked несопоставимо выше по сравнению с продуктами, которые сейчас реализуются в России, и, при внесении необходимых изменений в страховое и налоговое законодательство с целью законодательного регулирования этого сегмента страхования, доля инвестиционного страхования в короткие сроки может приблизиться к 50% всего рынка страхования жизни, что примерно соответствует доле unit-linked на международных рынках».
Таблица 7. Прогноз взносов по сегментам страхования жизни
Сегмент страхования жизни | 2013 год, млрд рублей | 2014 год, прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов, %) | 2015 год, базовый прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов, %) | 2015 год, оптимистичный прогноз, млрд рублей (темпы прироста взносов, %) |
Страхование заемщиков | 43,5 | 44 (+1) | 45 (+2) | 45 (+2) |
Смешанное страхование жизни (дожитие + нетрудоспособность или смерть в период действия полиса) | 22,9 | 30 (+30) | 35 (+17) | 38 (+27) |
Страхование ренты / аннуитетное страхование / пенсионное страхование | 2,5 | 3 (+20) | 4 (+33) | 8 (+167) |
Инвестиционно-страховые продукты страхования жизни | 16 | 28 (+75) | 36 (+29) | 39 (+39) |
Источник: «Эксперт РА»
В ближайшие пять-семь лет банковский канал продаж останется основным источником поступления страховых премий по страхованию жизни.
Тем не менее высокая зависимость от одного канала продаж лишает страховщиков гибкости. При сохранении высокой доли взносов, получаемых через банковский канал продаж, развитие накопительного и пенсионного страхования жизни даст стимул для развития страховщиками агентского и корпоративного каналов продаж.
Максим Чернин, генеральный директор СК «Сбербанк страхование жизни»: «Главный на сегодня канал продаж (в том числе и с точки зрения ближайших перспектив) – банковский, дальше, наверное, идут прочие посредники. Розничные ритейловые сети для коробочных продуктов, где не требуется большая квалификация продавца, все понятно из упаковки. Я продолжаю верить и в любимый мною агентский канал продаж. Им сейчас очень трудно заниматься, все делают ставку на банки. Но как только появятся законодательные изменения, это даст дополнительный импульс агентскому каналу продаж, поскольку логика продаж изменится».