Рейтинговые действия, 13.11.2024

«Эксперт РА» выразил независимое мнение о продолжении соответствия облигаций АО «Атомэнергопром» серии 001P-02 принципам зеленых облигаций и критериям зеленого финансового инструмента и о соответствии проекта, финансируемого ими, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования.

Москва, 13 ноября 2024 г.

Следуя методологии выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) агентство «Эксперт РА» подтверждает, что выпуск облигаций серии 001P-02 акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс» (далее - Облигации), размещенный в рамках программы биржевых облигаций серии 001P, продолжает соответствовать принципам зеленых облигаций (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и критериям зеленого финансового инструмента в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1587 от 21.09.2021 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» (далее – ПП № 1587 от 21.09.2021), а также подтверждает продолжение соответствия проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).

Облигации полностью соответствуют базовым критериям принципов зеленых инвестиций, а именно:

  • использование средств;
  • процедура отбора проектов и транспарентность эмитента на предварительном этапе;
  • обособленность учета;
  • раскрытие информации.

Выпуск Облигаций соответствует критериям ПП № 1587 от 21.09.2021, а именно:

  • соответствие таксономии зеленых проектов;
  • выполнение критериев зеленого финансового инструмента.

Также выпуск Облигаций удовлетворяет требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (далее – 706-П от 19.12.2019), а именно о соответствии проекта, финансируемого за счет средств от размещения Облигаций, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA), а также основным направлениям устойчивого развития Российской Федерации, национальным критериям и таксономии зеленых проектов, утвержденным ПП № 1587 от 21.09.2021, позволяющим дополнительно идентифицировать его с использованием слов «зеленые облигации».

Для формирования независимого заключения акционерное общество «Атомный энергопромышленный комплекс» (далее – АО «Атомэнергопром», АЭПК, Эмитент, компания) предоставило всю необходимую информацию. В ходе работы Агентство не выявило признаков недостоверности в представленных материалах.

АО «Атомэнергопром» запланировало выпуск облигаций с целью рефинансирования ранее понесенных расходов со стороны организаций, входящих в одну с Эмитентом группу компаний Госкорпорации «Росатом» (АО «Росатом Возобновляемая энергия» (бывш. АО «НоваВинд» 1), АО «АтомКапитал») в рамках договоров внутригруппового финансирования с АО «ВетроОГК-2» по проекту «Строительство ВЭС 375 МВт» в части сооружения ветроэнергетических станций (ВЭС) мощностью 375 МВт (далее – проект «Строительство ВЭС 375 МВт») в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика».

Параметры выпуска:

Тип ценной бумаги биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав серии 001P-02, размещаемые в рамках программы биржевых облигаций серии 001P (регистрационный номер программы 4-55319-E-001P-02E от 31.05.2021)
Регистрационный номер выпуска 4B02-02-55319-Е-001P от 29.11.2022
ISIN RU000A105K85
Объем эмиссии 9 млрд руб.
Дата начала размещения 06.12.2022
Дата погашения 02.12.2025

Обоснование мнения

Использование средств.

АЭПК объединяет гражданские активы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация), связанные с обеспечением функционирования ядерного топливного цикла, строительством и эксплуатацией атомных электростанций, включая производство электроэнергии. Вместе с развитием традиционных бизнесов АЭПК развивает новые направления бизнеса, такие как ветроэнергетика, инфраструктурные решения, ядерная медицина, и прочие. АО «Атомэнергопром» централизованно привлекает средства на финансовом рынке и предоставляет их далее в заем организациям отрасли на принципах платности и возвратности.

Все компании, участвующие в реализации проекта «Строительство ВЭС 375 МВт», а именно АО «Атомэнергопром», АО «ВетроОГК-2», АО «Росатом Возобновляемая энергия», АО «АтомКапитал», входят в единую структуру Госкорпорации «Росатом».

АО «Атомэнергопром» как единственный Эмитент представляет всю группу вышеуказанных компаний, входящих в структуру Госкорпорации «Росатом», для привлечения финансирования в целях реализации проекта «Строительство ВЭС 375 МВт». Все компании, входящие в одну с Эмитентом группу, инициируют и несут ответственность за реализацию указанного проекта.

Выпуск Облигаций серии 001P-02 АО «Атомэнергопром» соответствует критериям ПП № 1587 от 21.09.2021 в части требований п. 7 раздела III по целевому использованию денежных средств от выпуска облигаций путем рефинансирования ранее понесенных расходов со стороны организаций, входящих в одну с Эмитентом группу компаний Госкорпорации «Росатом».

АО «ВетроОГК-2» осуществляет реализацию проекта «Строительство ВЭС 375 МВт», в целях финансирования которого привлек инвестиции в размере 12,047 млрд рублей: а именно внутригрупповые займы от компаний, входящих в структуру Госкорпорации «Росатом», в том числе от АО «Росатом Возобновляемая энергия»  в размере 2,94 млрд руб. по договору от 31.12.2020 со сроком действия до 31.12.2032 и от АО «АтомКапитал» в размере 6,06 млрд руб. по двум договорам от 31.12.2020 и 15.04.2022 со сроком действия до 31.12.2032 и до 31.12.2022 соответственно, а также заем от АО «ВетроОГК» в размере 3 млрд руб., не попадающий под рефинансирование за счет средств от размещения Облигаций. Подпадающие под рефинансирование расходы на указанный проект, совершены АО «ВетроОГК-2» в период с июня 2021 г. по ноябрь 2022 г. Эмитент заявляет, что все денежные средства, полученные Эмитентом от размещения Облигаций, направлены на рефинансирование ранее понесенных расходов по проекту «Строительство ВЭС 375 МВт» со стороны организаций, входящих в одну с Эмитентом группу компаний Госкорпорации «Росатом» (АО «Росатом Возобновляемая энергия»  и АО «АтомКапитал), выдавших займы в пользу АО «ВетроОГК-2», являющегося исполнителем проекта «Строительство ВЭС 375 МВт» в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика».

Проект, рефинансируемый в рамках выпуска зеленых облигаций АЭПК:

Проект Объекты Регион Статус проекта Период строительства1 Инвестиции2 на 30.10.22, млн руб. Плановая экономия выбросов CO2-экв.3, тонн в год
Строительство ВЭС 375 МВт Медвеженская ВЭС Ставропольский край Эксплуатация 01.2021-11.2021 9 047 364 727
Берестовская ВЭС Эксплуатация 06.2021-12.2022
Кузьминская ВЭС Эксплуатация 05.2022-06.2023
Труновская ВЭС Эксплуатация 06.2022-02.2024

Прим.: 1) фактические даты начала и окончания строительства объекта; 2) заемные средства, предоставленные компаниями контура АЭПК в пользу АО «ВетроОГК-2»; 3) планируемое значение за год с момента ввода всех объектов в эксплуатацию (экспертная оценка на основе внутренней методики Госкорпорации «Росатом»).

На территории Ставропольского края завершено строительство всех 4 ветроэлектростанций. В декабре 2021 года в Ставропольском крае введена в эксплуатацию Медвеженская ВЭС общей мощностью 60 МВт. В составе Медвеженской ВЭС работают 24 ветроустановки мощностью 2,5 МВт каждая.

Берестовская ВЭС мощностью 60 МВт введена в эксплуатацию в декабре 2022 года, в её составе работают 24 ветроустановки мощностью 2,5 МВт каждая. Кузьминская ВЭС мощностью 160 МВт введена в эксплуатацию в июне 2023 года, в составе ВЭС работают 64 ветроэнергетические установки мощностью 2,5 МВт каждая. В феврале 2024 года введена в эксплуатацию 2-я очередь Труновской ВЭС мощностью 95 МВт, состоящая из 38 ветроэнергетических установок (первая очередь на 60 МВт введена в августе 2023 года). Ветроэлектростанции характеризуются отсутствием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По итогам 2023 года экономия выбросов парниковых газов от работы Медвеженской, Берестовской, Кузьминской и Труновской ВЭС (первая очередь) составила 210 332 тонн СО2-экв. в год.

Таким образом, целью рефинансируемого проекта является смягчение последствий изменения климата и снижение загрязнения атмосферного воздуха, что соответствует международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и «зеленого» финансирования (GBP) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) (далее - Принципы зеленых облигаций).

Агентство «Эксперт РА» подтверждает соответствие использования средств с целью рефинансирования расходов по проекту «Строительство ВЭС 375 МВт» в рамках стратегической программы «Ветроэнергетика» Принципам зеленых облигаций.

Условия эмиссии Облигаций не предполагают наступление последствий в случае нарушения Эмитентом условий о целевом использовании денежных средств, в том числе не предусмотрено право владельцев Облигаций требовать досрочного погашения в случае нецелевого использования средств. При этом, в случае выявления нарушений Принципов зеленых облигаций, агентство «Эксперт РА» вправе отозвать заключение о соответствии Облигаций АО «Атомэнергопром» серии 001P-02 принципам зеленых облигаций и о соответствии проекта международно признанным принципам и стандартам в сфере «зеленого» финансирования. В случае, если Облигации включены в Сегмент зеленых облигаций Сектора устойчивого развития ПАО Московская Биржа, отзыв агентством «Эксперт РА» заключения может повлечь исключение Облигаций из данного сегмента.

Агентство «Эксперт РА» также подтверждает, что заявленный проект по сооружению ветроэнергетических станций «Строительство ВЭС 375 МВт» соответствует российской таксономии зеленых проектов, что позволяет признать Облигации в качестве зеленого финансового инструмента в соответствии с ПП № 1587 от 21.09.2021 и 706-П от 19.12.2019.

Процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе.

Экспертиза соответствия проектов осуществляется Департаментом устойчивого развития Госкорпорации «Росатом» на основании специально разработанной формы внутренней оценки, которая состоит из перечня вопросов для определения уровня зрелости устойчивого развития (далее – форма оценки). Форма оценки применяется к продуктовым направлениям отрасли, заполняется организацией Госкорпорации «Росатом», отвечающей за развитие продуктового направления. По результатам анализа заполненной формы оценки Департамент устойчивого развития Госкорпорации выпускает заключение об уровне устойчивости продуктового направления (устойчивое/зеленое, промежуточный уровень) и формирует рекомендации по повышению уровня зрелости. Процедура и форма оценки закрепляются в Единых отраслевых методических указаниях Госкорпорации «Росатом» и ее организаций по организации работы в области устойчивого развития» от 25.12.2020 №1/1623-П, соблюдение которых также является обязательным для всех подконтрольных Госкорпорации организаций, включая АЭПК.

В 2022 году Департамент устойчивого развития Госкорпорации по итогам повторной внутренней отраслевой квалификации устойчивости направления бизнеса «Ветроэнергетика» сформировал соответствующее заключение о присвоении устойчивого уровня зрелости.

Также в Госкорпорации создан Экспертный совет по структурированию финансирования проектов Госкорпорации «Росатом» и ее организаций (далее – Экспертный совет), наделенный следующими полномочиями:

  • О подтверждении соответствия программы / проекта категории устойчивых (зеленых) программ/проектов для целей устойчивого (зеленого) финансирования;
  • О подтверждении целесообразности использования инструментов устойчивого (зеленого) финансирования программ/проектов Корпорации и ее организаций, соответствующих квалификационным критериям отнесения программ/проектов к категории устойчивых (зеленых) программ/проектов (включая применение индикаторов устойчивого (зеленого) развития в рамках привлекаемого финансирования).

Экспертный совет на заседании от 08.11.2022 подтвердил соответствие проектов по стратегической программе «Ветроэнергетика» категории устойчивых («зеленых») и утвердил целесообразность ее финансирования и рефинансирования, в том числе путем выпуска зеленых облигаций.

Также Экспертный совет протоколом от 08.11.2022 № 1-10.8/85-Пр утвердил Концепцию выпуска «зеленых» облигаций АО «Атомэнергопром», утверждающую основные подходы к реализации проекта «Строительство ВЭС 375 МВт».

Таким образом, процедура отбора проектов и транспарентность Эмитента на предварительном этапе отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП № 1587 от 21.09.2021 и 706-П от 19.12.2019.

Обособленность учета.

Эмитент направил полученные от размещения зеленых облигаций средства на рефинансирование ранее понесенных расходов по проекту «Строительство ВЭС 375 МВт» со стороны организаций, входящих в одну с Эмитентом группу компаний Госкорпорации «Росатом» (АО «Росатом Возобновляемая энергия»  и АО «АтомКапитал), выдавших займы в пользу АО «ВетроОГК-2», являющегося исполнителем проекта «Строительство ВЭС 375 МВт». Принимая во внимание характер целевого использования средств, подразумевающих рефинансирование ранее понесенных затрат, у Эмитента не возникает необходимость в обособлении счетов, ведется дополнительный внутренний аналитический учет по привлеченным средствам и связанным расходам для реализации проекта «Строительство ВЭС 375 МВт». Эмитент обеспечил контроль целевого использования денежных средств, полученных от размещения Облигаций, для рефинансирования ранее понесенных расходов по проекту «Строительство ВЭС 375 МВт», как со стороны исполнителя проекта в лице АО «ВетроОГК-2», так и со стороны организаций, предоставивших внутригрупповые займы. Таким образом, система учета отвечает Принципам зеленых облигаций в части обособленности учета и ПП № 1587 от 21.09.2021 и 706-П от 19.12.2019.

Раскрытие информации.

Общие цели, принципы и требования Госкорпорации и её организаций в области публичной отчетности закреплены в «Единой отраслевой политике Госкорпорации «Росатом» в области публичной отчетности. Раскрытие результатов по тематике устойчивого развития происходит ежегодно в составе публичной нефинансовой отчетности, в соответствии со стандартом GRI, и регулируется Единой политикой.

Эмитент обязуется ежегодно предоставлять информацию на сайт Московской Биржи и публиковать отчет о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Облигаций, в соответствии с решением о выпуске Облигаций.

Отчет о целевом использовании денежных средств за 2023 год представлен в составе отчета Эмитента за 12 месяцев 2023 г. и за 6 месяцев 2024 г. (формат и состав отчета был предварительно согласован с Московской Биржей). Также Отчет об использовании денежных средств, привлеченных путем размещения Облигаций, за 2023 год опубликован на официальном сайте компании и на сайте Интерфакса.

В составе отчета о целевом использовании денежных средств Эмитент раскрывает, в том числе, информацию по проекту, затраты по которому рефинансированы за счет средств от размещения Облигаций, и о текущем статусе реализации проекта.

Таким образом, раскрытие информации отвечает Принципам зеленых облигаций и ПП №1587 от 21.09.2021 и 706-П от 19.12.2019.

Регуляторное раскрытие

При выражении независимого заключения о соответствии Облигаций принципам зеленых облигаций применялась Методология выражения независимого заключения о соответствии облигаций принципам зеленых облигаций (second party opinion) https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.10.2024).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках анализа, являлись данные АО «Атомэнергопром», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Банка России, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Настоящее заключение выражает мнение АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion) исключительно на дату публикации заключения на официальном интернет-сайте АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности за действия Клиента в отношении выпусков облигаций, которые были признаны АО «Эксперт РА» соответствующими принципам зеленых облигаций (second party opinion) на дату публикации настоящего заключения. Настоящее заключение не является оценкой способности Компании исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать те или иные ценные бумаги, принимать инвестиционные решения.

Заключение было подготовлено на основании находящейся в распоряжении АО «Эксперт РА» информации, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной Компанией отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту.

АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с заключением АО «Эксперт РА» о соответствии выпусков облигаций Компании принципам зеленых облигаций (second party opinion).

1 АО «НоваВинд» переименовано в АО «Росатом Возобновляемая энергия» согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 22.01.2024 № 109-р

Публикации по тематике


IV Ежегодная конференция ESG-day, 10 октября 2024 года

10 октября 2024 года в Москве состоялась IV Ежегодная конференция ESG-day, организованная рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». В мероприятии приняли участие более 200 человек. Ключевыми темами для обсуждения стали тренды развития национальной ESG-повестки 2024 году, углеродное регулирование, раскрытие нефинансовой отчетности и другие актуальные вопросы. 10.10.2024

"Эксперт РА" презентовало ежегодный рэнкинг ESG-прозрачности

Ведомости

Лидерами рэнкинга ESG-прозрачности за 2024 г., представленного 10 октября рейтинговым агентством "Эксперт РА" на IV ежегодной конференции ESG-day, остаются крупнейшие экспортеры. Это "Эн+ Групп", "Норильский Никель", "ФосАгро". Каждая из этих компаний получила максимальные два балла прозрачности по всем основным блокам: окружающая среда, общество, качество управления и стандарты нефинансовой отчетности. В топ-5 также вошли "Сбер" и МКБ с 1,98 балла каждый.
10.10.2024

"Эксперт РА" первым из российских рейтинговых агентств представило ESG-отчет

Ведомости

Первым среди российских рейтинговых агентств свой ESG-отчет выпустило агентство "Эксперт РА". Он посвящен результатам работы компании в социальной и экологической сферах, а также в области корпоративного управления в 2023 г. "Надеемся, что наш отчет станет примером и стимулом к ESG-трансформации для всего рынка рейтинговых услуг", – заявила генеральный директор "Эксперт РА" Марина Чекурова.
02.09.2024

ESG-повестка в России развивается в промышленных районах

Ведомости

Оценка устойчивого развития городов приведена в новом аналитическом обзоре
18.07.2024

ESG-финансы растут на планах госсектора

Коммерсантъ

Аналитики оценивают перспективы российского рынка
09.04.2024